четверг, 11 ноября 2010 г.

Dave McLeod, Echo Wall

Оригинал: www.planetmountain.com

В 2006-м году я столкнулся с проектом, который потребовал от меня значительного повышения уровня лазания. Причем требовался не локальный прогресс, а скорее качественно новый уровень. Существенным моментом было то, что я не знал смогу ли пролезть этот маршрут или нет. Высоко в горах, на Бен Невисе, я нашел скальный гребень, на котором просматривался 70-ти метровый маршрут категории 8с с минимальным рельефом для страховки, а в верхней части ключевого участка таковой и вовсе отсутствовал.




Непрерывно прогрессируя на протяжении 15 лет, я все чаще обращал внимание именно на такие маршруты. Они отнимали все больше времени и требовали более глубоко погружения. Они же становились источниками новых, неожиданных ощущений. Я чувствовал, что самое сложное для человека это понять чего он хочет. Именно это является главным ограничителем. Возможности играют второстепенную роль. Вот такая простая мысль. Здорово, что спорт дает возможность понять это. Осознание этого очень сильно повлияло на мое лазание. Я обрел невероятную уверенность в себе и уверенно двигался вперед. Жаль, что мне не удаётся применять этот подход в других сферах жизни. Лазание требует упорства и целеустремленности, и, похоже, это единственное в чем я хорош. Поскольку камень не изменить, лишь незаурядное терпение помогает пролезть маршрут.

Я получаю огромное удовлетворение раз за разом переживая эти ощущения. Маршрут, поначалу кажущийся слишком сложным, рано или поздно "сдается". Распространяйте этот подход за пределы лазания, применяйте его к вещам, которые, как вам кажется, идут не так!

Скалолазание на пределе возможностей и особенно прохождение новых сложных маршрутов - неиссякаемый источник наслаждения для "упертых" индивидумов. Если раньше вы не могли сделать ни одного движения на маршруте, а в какой-то момент сделали десять подряд, будьте уверены, удовольствие вам гарантировано. Не думаю, что это ощущение может наскучить.

Как и многие начинающие скалолазы я полагал, что основная цель - долезть до "топа". Лишь после пары по-настоящему сложных маршрутов (Rhapsody и Ring of Steall) я осознал, что истинная цель - борьба. Шаг за шагом, подход за подходом - это и есть кайф. Прохождение маршрута - своего рода эмоциональный взрыв, опустошающий все вокруг. И лишь новая линия способна вновь вдохнуть в вас жизнь.


Rhapsody


Ring of Steall

Обычно я не задумываюсь над подобными вещами. Лезу, получаю удовольствие. Все так просто. Но где-то глубоко "тлеет" тяга к сложным маршрутам, например, Echo Wall.

Каждый маршрут пройденный в 2007-м и 2008-м годах был очередной ступенькой на пути к прохождению Echo Wall. Я непрерывно готовился к нему физически, и, порой не отдавая себе отчета, психологически. Я пролез новый зимний маршрут на Бен Невисе - Don’t Die (Scottish XI). Мучительное ожидание подходящих условий и необходимость попасть в кратковременное погодное окно, многому научили меня: нужно быть очень терпеливым, чтобы открывать новые маршруты в горах Шотландии. Я часто слышу сетования наших скалолазов на отвратительные погодные условия, и этим они объясняют миграцию в солнечные места по всему миру. Это прекрасный подход, если вы считаете, что жизнь слишком коротка и нужно успеть успеть вщелкнуть очередные N оттяжек. Но если нет препятствий, не на чем проверить свою волю (что на порядок труднее контролировать), можно ли утверждать что это по-настоящему сложно? Физическая составляющая лазания - чистое удовольствие, необходимое каждому скалолазу. Но все это можно получить и во время подготовки к альпинистскому маршруту. Способность же отработать один день, предоставленный вам природой, дает абсолютно иной опыт и награду.




Прохождение Echo Wall обешало быть рискованным мероприятием. Маршрут сложности 8с, местами до 8с+; срыв на ключе почти наверняка станет смертельным. Так что я немало думал зачем мне это нужно. Я абсолютно не сомневался, что буду это делать, ведь риск весьма привлекательная составляющая всего процесса, но я не мог понять зачем.

Я пробовал лазить соло некоторые пробитые маршруты (8b+, Darwin Dixit, Испания). Также я пролез страшную 8а в горах: мокрые зацепки, технически сложный "ключ". Это было практически соло - To Hell and Back, E10. После этих прохождений я понял, что риск привнес в скалолазание новую жизнь. Все составляющие стали восприниматься иначе: движения, план прохождения, подбор партнеров и т.п.



Осознание последствий делает опыт настоящим. Стиль лазания при котором от следующего движения зависит жизнь куда более привлекателен, нежели поиск следующего шлямбура. Лишь ситуация "взять зацепку или умереть" позволит взять от лазания максимум и отдать ему максимум себя. Но постоянно лазить в подобном режиме я не могу. Это невероятно выматывает. "Беззаботные деньки" боулдеринга и лазания трудности позволяют мне оставаться в спорте все эти годы. Но я не могу остановиться на чем-то одном. Мне нужно все.

Сорок дней или около того я ходил на Бен Невис, чтобы обрабатывать Echo Wall. Это было летом 2008-го года. Я часто спрашивал себя какие мысли будут крутиться в моей голове, когда однажды (сложно было даже представить) я буду стоять под маршрутом, ввязавшись в веревку. Я был твердо уверен в этом маршруте; в этой горе, которую я так люблю; в состоянии скалы и в движениях; в сложности маршрута; в том, что только эта особенная линия поможет мне максимально полно выразить себя. Разве я мог упустить такую возможность? Я чувствовал, что нахожусь в хорошей форме, и мог довести свое состояние до пика. Большим риском был бы отказ от восхождения.

И однажды я полез, и это было прекрасно.

Мне очень повезло, что я дал такой прекрасный выход своей энергии. Мне нравилось оглядываться по сторонам в его поисках. Когда все идет так как надо, сочетание энергии и вдохновения рождает мощный поток эмоций. Даже после окончания работы над маршрутом опыт продолжал порождать новые источники удовольствия. Например, работа с моей женой Клэр над фильмом повествующим о подготовке и самом восхождении. Наблюдая за тем как Клэр "отдает душу" работе над этим фильмом, я и сам прилагал больше усилий. Надеюсь, мы еще не раз переживем подобные моменты.



Новость о прохождении разлетелась по Британии, и мне было интересно наблюдать за тем, как люди реагировали на нее. В основном их интересовала значимость маршрута. Другими словами, люди искали полку на которой его можно было бы разместить. Е11? Сложнейший "трад"-маршрут в мире? Насколько вы были близки к смерти во время прохождения? Самым подходящим ответом на большинство вопросов был "возможно" или, в лучшем случае, "вероятно". В любом случае, я не горел желанием давать ответы. Едва ли нужно сравнивать маршруты и это уж точно не является поводом пролезть их. Сколько в мире "трад"-маршрутов категории 8с или сложнее, на которых срыв приведет к смерти? И у вас есть всего пара дней в году подходящих погодных условий. Насколько я знаю, Echo Wall единственный. Но разве это важно? Нужно было очень желать пролезть этот маршрут.

Я следил за тем как обсуждались этот и другие сложные маршруты в электронных и бумажных изданиях. Очень быстро все сводилось к категории маршрута. Мало кто интересовался напряжением, вдохновением, историей прохождения. Мое прохождение началось в 2006-м году, а закончилось одним днем с ясной погодой именно тогда когда я был готов лезть. В течение всего этого времени я пользовался двумя источниками информации, в которых делился своей историей: блог и фильм. Все это помогло мне пролезть маршрут, а кроме того понять зачем я это делаю. Я стремился найти ответы на вопросы, которые до последнего момента оставались без ответов. Действительно ли я был готов рисковать жизнью ради этого куска камня? Достаточно ли хорошо я подготовился? Достаточен ли мой уровень лазания? Что я буду делать, если пойму, что не смогу пролезть этот маршрут? Или уступлю страху после стольких попыток? Все эти вопросы имели для меня огромное значение.

К тому моменту как я оказался под маршрутом ввязаный в веревку, ответы на все вопросы были найдены. Нельзя быть готовым к сложному и опасному маршрут, если хоть один их них остался без ответа. Есть только 70 метров лазания, определенный набор движений, которые должны быть выполнены без колебаний, сомнений и страха. Вот такие моменты стоят любых цифр, стоящих за маршрутом.

Каждый раз проходя мимо Echo Wall (а я частый гость на Бен Невисе, ведь здесь много других проектов), я улыбаюсь и восхищаюсь этим, пожалуй, совершенным куском скалы. Но он был важен для меня раньше, теперь это в прошлом. Главным результатом столь длительного урока стало понимание того, что самые невероятные элементы могут внезапно сложиться именно так как надо. Нужно лишь по-настоящему захотеть, несмотря на то, что "быть реалистом" куда проще.

Комментариев нет:

Отправить комментарий