понедельник, 27 декабря 2010 г.

На лыжах с Манаслу (Skiing Manaslu)

Источник: UKClimbing

На лыжах с Манаслу (Skiing Manaslu)
Автор: Kenton Cool, 22/Dec/2010

Manaslu - катание на 8000 м ... уединение и покой.
© Kenton Cool

Пока я, с облепленным тканью лицом, тщетно пытался не дать палатке улететь со склона, мой партнер Энди отчаяно боролся с горелкой, чтобы начать жизнено-важную операцию по добыче воды. Всё это происходило в 3 утра, 30-го сентября, на высоте 7300 м на Манаслу (Непал) - восьмой по высоте горе мира. Палатка не улетела лишь благодаря двум парам лыж Volkl Nanuq, которые мы тащили из базового лагеря (БЛ), расположенного 2500 метрами ниже по вертикали.

Идея зрела с 2006-го года, когда я - Кентон Кул (Kenton Cool) - первым из британцев спустился на лыжах с восьмитысячника (Чо-Ойю). Тогда я был один, буквально парализован от страха; естественно, и речи не было об удовольствии. Спустя 4 года я был готов к своему третьему восьмитысячнику. Помимо совершенного оружия производства фирмы Volkl, у меня был напарник - универсальный герой Энди Эглестон (Andy Eggleston), который по совместительству являлся моим бухгалтером.



Игрушки Кентона и Энди.
© Kenton Cool

Наше приключение началось с семидневного трекинга по ходу которого дорога сменилась буйными джунглями и проливным дождем. По десять часов в день мы проводили по щиколотку в грязи, в окружении местных детей, которые смеясь бежали за "глупыми "белыми" с забавными палочками на спинах." В конце концов, преодолев 900 м довольно крутого рельефа, мы оказались в БЛ, на высоте около 4600 м. Выше, чем Матерхорн.

А где кровать?!
© Kenton Cool

Запоминающаяся поездка на грузовике.
© Kenton Cool

По нашим прикидкам "классический" маршрут позволял начать спуск всего лишь в 30 метрах ниже вершины. А после получения первых разведданных у нас сложилось впечатление, что весь путь можно преодолеть на лыжах, за исключением, разве что, пары участков ледопада.

После 17 гималайских экспедиций я прекрасно понимал, что для успеха нам необходима удача и расположение богов. Каждое утро жизнерадостный Энди радовался свежему снегу и предвкушал первоклассное катание по "пухляку". Я же знал, что излишнее количество снега сведет на нет наши шансы на вершину. Одни и те же склоны могут даровать великолепное катание, а могут стать прекрасным путем для лавины. Тем более, Манаслу ими славится.

В высотном альпинизме умение терпеть всегда вознаграждается, и мы дождались своего часа. Погрузив все необходимое в рюкзаки и надев ски-тур ботинки, 29-го сентября мы добрались до передового лагеря, где были оглушены ураганным ветром и жутким морозом.

Энди на нижнем леднике по пути в Лагерь 1.
© Kenton Cool

Известный американский альпинист Эд Вистурс (Ed Visteurs) как-то сказал: "На вершину можно и не подняться, а вот спуститься с неё нужно во что бы то ни стало." По состоянию на 3 утра о том, чтобы идти вверх не могло быть и речи. Надеть лыжи и поехать вниз - безумие. Тут бы просто спуститься ...

Мы ждали ... ждали ... и ждали. Ни один из нас не может похвастаться этим умением. Надеялись, что ветер прибьется, и мы попытаемся подняться на вершину. Время шло. Подходил крайний срок, после которого у нас не осталось бы шансов на подъем и спуск, но ветер всё неистовствовал. Наконец я не выдержал: "К черту, Эдди! Если не сейчас, то уже никогда. Давай высунем носы и посмотрим, так ли всё плохо." И мы быстро упаковали те немногие вещи, что могли нам понадобиться. Снаружи стоял жуткий холод. Пока я крепил лыжи к рюкзаку у меня закоченели пальцы, и потребовалась целая вечность, чтобы их отогреть. После 6 недель подготовки мы, наконец, шли к вершине. Первые 200 метров пути были настоящим испытанием: пуховые комбинезоны непостижимым образом пропускали ветер, и мы изо всех сил боролись с холодом. Внезапно ветер прекратился, и хотя на градуснике было -20, казалось удача нам улыбнулась.

После недели снегопада Кентон не теряет надежды подняться на вершину.
© Kenton Cool

Ранний выход из Л1.
© Kenton Cool

Путь вверх казался бесконечным. Состояние снега было ужасным даже для ходьбы, о лыжах и думать не хотелось. Склон был беспорядочно изрезан "рябью" высотой до 60 см. Дорже Шерпа (Dorje Sherpa) проделал огромную работу, пробив тропу. Снежный наст не выдерживал его веса и с каждым шагом он проваливался по икры. Медленно, но верно мы набирали высоту, и перспектива становилась все более радужной, небо под нами расчистилось и казалось весь Тибет был как на ладони ... просто невероятное зрелище.

Шерпы устанавливают Л1 (как всегда без них экспедиция б не состоялась!!!)
© Kenton Cool

Я все время думал: "Это безумие! Мы сошли с ума?" Видимо, да, раз мы продолжали идти вперед.

В конце концов, склон перешел в кулуар, который выводил нас на предвершинное плечо. Это был первый восьмитысячник Энди, и эмоции переполняли всех троих (Дорже был с нами). Оказавшись на вершине, мы не выполнили и половины работы, ведь нам еще предстоял спуск - непростая задача даже в обычных условиях, а уж на лыжах ... Сняв бахилы, мы встали на лыжи. Крепления защелкнуоись с характерным звуком. Шумно дыша из-за нехватки кислорода, Энди поднял большие пальцы рук вверх и сделал пробный поворот, перед тем как устремиться в кулуар. Мы не становились на лыжи с апреля, вдобавок к этому сейчас мы находились на высоте более 8000 метров, в "зоне смерти" ... мысль о том, что "Это безумие! Мы сошли с ума?" не покидала меня. Видимо, да, раз мы продолжаем задуманое.

© Kenton Cool

Уверенность вернулась после нескольких виражей. Спрессованый ветром снег на вершине был еще ничего, но когда мы добрались до фирна, покрытого рябью, началась тяжелая работа, приносящая мало удовольствия. Дорже спускался по пути подъема, а мы пытались отыскать пригодные для езды участки: лево-право, лево-право ... Отдельные места были ничего, но в целом это было ужасно. Лыжи, которые мы проклинали, поднимаясь на вершину, теперь казались избавлением, поскольку позволяли двигаться по насту не проламывая его. Выбравшись на хороший участок я "раскрылся" и сделал целую серию виражей. Настроение улучшилось, напряжение спало и на радостях я крикнул, о чем тут же пожалел: страдающие от нехватки кислорода легкие словно прижгли каленым железом. Внезапно передо мной возник Л4, и, заложив последний вираж, я оказался перед носом знакомых из другой команды ... даааа!!

Не самое лучшее катание на Земле, но катание!
© Kenton Cool

Из-за позднего старта и плохой погоды мы вернулись в лагерь лишь к 16-00. Обсудив перспективу дальнейшего спуска, мы решили не рисковать, тем более ветер снова усиливался, а с востока накатывались облака. Прижавшись друг к другу мы с Энди провели очередную ночь на высоте 7300 м. Без спальных мешков. Желая минимизировать вес и не планируя надолго задерживаться в Л4, мы оставились их внизу ... идиоты! Мне уже доводилось ловить "холодные" в горах, но эта ночь была самой длинной и самой холодной. Нас буквально трясло, выныривая из дрёмы мы принимались растирать пальцы, чтобы хоть чуточку их согреть.

Вершина в кармане, время надеть лыжи. 3-й восьмитысячник Кентона и 1-й Энди.
© Kenton Cool



© Dorje Sherpa

Утро всё не наступало. Оценив состояние склона, мы решили начать спускаться пешком, но вскоре поверхность под ногами стала лучше, а ветер прибился. Лыжи были надеты, и на чуть согретых солнцем склонах мы смогли получить немного удовольствия от катания. Лыжи приносили радость. Неоднородный снег требовал внимания, но прощал многие ошибки. Улыбка Энди в Л3 говорила сама за себя. Чистое удовольствие! Высокогорное катание в идеальном воплощении. Я даже немного загорел ... явный признак хорошего дня.

Рюкзаки тяжелели по мере спуска, пока наконец в Л1 их вес не достиг 30 кг, сделав катание невозможным. За 2000 м спуска мои ноги пришли в абсолютную негодность, так что каждый раз проваливаясь в рыхлый снег, я с трудом выбирался из него. Я снял лыжи и закрепил их на рюкзаке, утяжелив его еще немного. Оставалось примерно 400 м по вертикали пригодных для спуска на лыжах, и я хотел проехать до конца, но тело решительно отказывалось, так что я медленно брел в сторону лагеря.

В БЛ меня уже встречал Энди, опередивший меня на 20 минут. В руке он держал наполовину полную бутылку виски (перед выходом она была закупореной!!!). Что тут скажешь ... мы пришли, увидели и спустились на лыжах. Настало время возвращаться домой.

1 комментарий: