воскресенье, 5 декабря 2010 г.

Интервью с Джеймсом Пирсоном (James Pearson).

Источник: UKClimbing

Эксклюзивное интервью с Джеймсом Пирсоном (James Pearson).
Автор: Jack Geldard, редактор UKClimbing, 29/11/2010


James Pearson, The North Face Summit Series Road Trip, 2009
©James Pearson Collection

Джеймс Пирсон облюбовал песчаники Пик Дистрикта (Peak District) еще подростком. 30-го октября 2003-го года я видел его в районе Black Rocks. Он тогда то ли пролез, то ли сорвался (точно не помню) на The Zone - сложном и жестком маршруте, требующем использования скай-хуков. Скалолаз на The Zone - не редкость, но Джеймс производил какое-то странное впечатление ...

"Господи Исусе! Да ему ж не больше 12!"

Джеймс прогрессировал очень быстро. В 2004-м году, в возрасте 19 лет, на его счету уже были некоторые очень сложные боулдеринговые проблемы, пройденные в США, а также Equilibrium - маршрут категории Е10 (автор Neil Bentley). В течение следующих нескольких лет Джеймс уделял особое внимание проектам на песчаниках. Например, он пролез The Promise (Burbage) и хорошо известный The Groove (Cratcliffe).

Пирсон получил известность благодаря прохождению сложных и техничных маршрутов на песчаниках, но настоящая слава пришла к нему после первого прохождения The Walk of Life (Dyer's Lookout, Devon, 2008). Его имя не сходило с обложек скалолазных журналов. Джеймс оценил маршрут как Е12 7а, что сделало TWOL сложнейшим трад-маршрутом Британии. Это был маршрут-вызов мирового масштаба. Новость взбудоражила общественность, тем более, что позднее Dave MacLeod, Dave Birkett и Charlie Woodburn, повторившие TWOL, предложили понизить категорию до E9 6c.

В феврале 2009-го года Джеймс повторил Gerty Berwick (E9 7a/highball Font 8A) - очень сложный технически стенной маршрут, расположенный слева от The New Statesman (Ilkley). Долгожданное первое прохождение этого маршрута буквально за месяц до того сделал Райан Пасквиль (Ryan Pasquill).

После Джеймс перебрался из Великобритании в европейский скалолазный рай - Инсбрук (Австрия), и мы на время потеряли его из виду.

Я попытался выяснить у него как он провел этот год и изменил ли переезд в Австрию его жизнь и отношение к скалолазанию.


 
James Pearson, фотосессия для The North Face
© James Pearson Collection

UKC: Итак, Джеймс, чем ты занимался целый год?

JP: Я бы охарактеризовал этот период как фазу редизайна. Пока я жил в Манчестере уровень моей мотивации медленно, но неуклонно снижался, и мне не нравился человек, в которого я превращался. Я чувствовал, что зашел в тупик и нуждался в новых стимулах и целях. Мне было необходимо разобраться в себе, понять для чего я живу.

UKC: Значит в Манчестере ты встал на кривую дорожку, но теперь движешься в другом направлении. Так тебе удалось понять для чего ты живешь?

JP: Так странно мысленно возвращаться в недавнее прошлое. Как я жил тогда? В Манчестере, по ряду причин, я постоянно пребывал в подавленном состоянии. Мне казалось, что изо дня в день я занимаюсь бессмысленной деятельностью; лазание превратилось в рутину; жизнь в целом казалась серой и унылой.

Несмотря на усилия друзей и родителей я все глубже погружался в свой мрачный мирок. С легкостью находил оправдания такому образу жизни, во всем винил внешние факторы. Даже самому себе я не признавался в том, что дело в моем отношении к миру. Казалось бы, у меня было все, чтобы жить по-настоящему яркой жизнью! Прекрасная семья, хорошая девушка, добротный дом, возможность ездить по миру, занимаясь любимым делом - но все это почему-то не работало!

Все закончилось с началом The Road Trip. Общение с двумя самыми мотивироваными людьми из тех кого я встречал в своей жизни; каждое утро открывало мне новые, прекрасные горизонты; счастливые люди, их улыбки - все это вернуло меня к жизни. Ко мне вернулась любовь к лазанию. Я вспомнил за что именно его полюбил: не за движения и физические аспекты, а за жизненный опыт, знакомства с невероятными людьми и удивительно красивыми местами, в которых нам выпало счастье побывать.

Бросить все, что у меня было оказалось на удивление легко. Я принял это важное решение, не имея четкого плана, и был готов к тому, что в один прекрасный день все обрушится. Пускай я вернусь обратно через несколько месяцев, но по крайней мере я попробовал что-то изменить. Тем более удивительно, что все стало на свои места! Временами было неясно куда двигаться дальше, казалось огромная черная дыра стремится поглотить меня. В такие моменты я расслаблялся, старался находить положительные моменты в любом событии и выжимать максимум из происходящего. Оглядываясь назад, я четко вижу проделаный путь. Все что случалось со мной за это время лишь приближало меня к месту, в котором я нахожусь сейчас.

UKC: То есть к Инсбруку. Почему именно туда? И как тебе город?

JP: Акция The Summit Series Roadtrip (апрель, 2009) дала мне уникальную возможность познакомиться с главными скалолазными центрами Европы, прочувствовать каждый из них. Чем они дышат, какие скалы, люди, развлечения, цены, девушки, парни ... пожив немного в каждом из них, я получил исчерпывающее представление обо всех аспектах жизни и выбрал место, которое поможет мне проявить себя наилучшим образом.

Инсбрук имеет массу преимуществ, но решающим для меня оказались чувства, которые я испытал выглянув в окно в первое утро в этом городе. Дом имеет большое значение и мне хотелось, чтобы это место ежесекундно меня подпитывало. Я живу в центре города, в старом снаружи, но современном и комфортабельном внутри здании. Считаю большой удачей то, что мне удалось его отыскать. Но еще больше мне повезло с соседями - двумя чудесными девушками из Люксембурга. Моя девушка большую часть времени живет вместе со мной, и я безмерно этому рад. Мы вместе тренируемся или лазаем на скалах, а вечерами расслабляемся дома, готовим или проводим время с друзьями.

James relaxing on a Barcelona Rooftop
© James Pearson Collection

UKC: Отличается ли инсбрукский подход к тренировкам и лазанию в целом от шефилдского?

JP: Разница невероятная, и это относится не только к скалолазанию. Уровень жизни в Австрии намного выше по сравнению с Британией, и главное - здесь совершенно отсутствует преступность. Я могу спокойно пойти куда угодно в любое время дня и ночи. Жителям Moss Side (район Манчестера) будет сложно в это поверить. Следующее приятное отличие - погода. Но по этому показателю, надо быть честным, не так уж сложно превзойти Англию. Я наконец-то живу в стране с ярко выраженными временами года: зимой катаюсь на лыжах в десяти минутах от дома, а летом жарюсь на солнце!

Что касается лазания, то разница очевидна ... Люди просто относятся к нему серьезно! Пашут, чтобы добиться результатов; стараются наиболее оптимально использовать свои сильные стороны; помогают друг другу раскрыть потенциал, тем самым повышая общий уровень. Местное скалолазное сообщество точно знает чего хочет, отличается доброжелательностью и буквально излучает свежесть!

В Британии полным-полно сильных от природы скалолазов, но мы попросту не знаем, что с ними делать. Вот, например, мой друг Саймон, который легко передвигается по кампус-борду на одном пальце, но при этом лезет максимум 7с. Получается, что эти вещи не взаимосвязаны. Очевидно, ему не достаёт наставника или программы тренировок, чтобы эффективно конвертировать силищу в высокий уровень лазания.

Конечно, у нас в Англии есть сильные скалолазы, которым удается прогрессировать; некоторые из них имеют мировую известность, но все это крохи. Их намного меньше чем могло и должно быть. Англичане имеют все необходимое, чтобы стать силой с которой будут считаться. К тому же у нас есть подобный исторический опыт! Но старые рецепты больше не работают, времена изменились и другие страны адаптировались к этим переменам. Мы должны в корне изменить подход к тренировкам, должны больше внимания уделять талантливым скалолазам, которых нам посчастливилось иметь, и давать им неограниченные возможности для совершенствования.

Умение поглощать пиво в диких количествах и отрываться под техно в наши дни не котируется. Будет по-настоящему стыдно так и остаться непобежденными чемпионами в этих дисциплинах. ;)

Второе прохождение маршрута Gery Berwick в Ilkley.
© Dave Simmonite

Последнюю "великую" проблему пробовали многие, но автором первого прохождения стал Ryan Pasquill.
© Dave Simmonite

Маршрут на 100% подходит Джеймсу: сложный, супер-техничный, требующий сильных пальцев.
© Dave Simmonite

UKC: Смена места как-то повлияла на твои скалолазные стремления и амбиции?

JP: Не то слово! Я понял, что ключом к успеху является готовность работать. Тренировки - это тяжелый труд; не существует быстрых решений и волшебных пилюль, но если вы твердо намерены добиться поставленной цели, готовы терпеть боль и прочие неудобства - все возможно.

Пока я не побывал в Тиволи (Tivoli, скалодром) я считал, что там творятся чудеса, и какие-то потусторонние силы воплощают скалолазные мечты в реальность. На самом деле все оказалось куда более прозаично - не самый большой зал (в Англии есть и побольше), обычная конструкция и рельеф, а в воду не подмешивают стероиды. Что по-настоящему поражает в Тиволи и делает его центром мирового значения, это отношение к делу владельцев и посетителей. Особенно хочется отметить работу менеджера Рэйни Шерера (Reini Scherer).

Сайт скалодрома Tivoli Climbing Wall: http://www.kletterzentrum-tivoli.at/

Лучшие спортсмены мира тренируются здесь, и им необходимы очень сложные маршруты. В Тиволи накручены трассы сложностью до 8с+/9a; разнообразие стилей и рельефов поражает воображение. Но главное, глядя на местных скалолазов, легко нарезающих круги по этим монстрам, приходишь в благоговейный трепет! У себя в Англии мы бы тоже могли иметь нечто подобное - у нас есть и возможности и потенциал - всего-то нужно слегка изменить сознание.

Скалолазный Инсбрук поражает разнообразием, сосредоточенным буквально в одном месте. Здесь живут лучшие из лучших "универсалы": Jorg Verhoeven, David Lama, Hansjorg Auer и, конечно же, Gerhard Horhager. Представь, как это мотивирует. Эти люди являются настоящими профессионалами, идет ли речь о лазании в зале или больших стенах в горах. Глядя на них я понимаю в каком направлении должен двигаться.

James sport clmbing in Yangshou, China
© James Pearson Collection

UKC: В блоге (или где-то еще) ты писал, что лазая трудность набираешь физическую форму, тем самым облегчая себе жизнь на трад-маршрутах. Действительно так? Есть прогресс в трудности? Пролез что-нибудь стоящее? Где лазишь?

JP: Трудность всегда была моим слабым местом, и это не удивительно, поскольку в прошлом я только и делал что лазил боулдеринги и трад. На протяжении многих лет я чувствовал, что это тормозит мое развитие и время от времени пытался серьезно тренироваться, но, увы, быстро сдавался, поскольку достигнутые результаты не соответствовали затраченным усилиям.

В какой-то момент я понял, что продолжать игнорировать этот недостаток уже нельзя, и решил что-то предпринять. В прошлом году я начал тренировать выносливость, но улучшения были едва заметны, а мой уровень лазания оставался низким (особенно в сравнении с Адамом Ондрой), так что я частенько возвращался к боулдерингу, чтобы пополнить запас так необходимых эндорфинов.

Я бы так и продолжал топтаться на месте, не упомяни о своих "тренировках" в разговоре с Кэролин. Каро принимает участие в этапах Кубка Мира на трудность уже лет 10 и может кое-что рассказать о лазании. Ее реакция была примерно такой: "Тренировки, ээээ, какие тренировки? То чем ты занимаешься - детские игры. Сказал бы мне раньше, что хочешь тренироваться по-настоящему. Готов к тяжелой, порой скучной работе? Хватит терпения?"

И мы начали. Не поверишь, это действительно скучно, мучительно, но работает. Я всего несколько месяцев как начал "новую жизнь", но уровень мотивации просто зашкаливает! Я научился расслабляться, активно использую колени. Иногда меня даже можно застать в специальном наколеннике - кто бы мог подумать!

Каро - идеальный партнер. Мы выходцы из разных миров, у нас разные стили, различные сильные и слабые стороны, и возможно поэтому мы идеально подходим друг другу. Она очень много знает о том как построить тренировку и выжать максимум из своего тела. В ее понимании лазание это прежде всего вопрос эффективности. Совсем недавно я бы назвал такую позицию дикостью. Мой стиль лазания эволюционировал от резких и судорожных движений до аккуратных и плавных. Может показаться, что я двигаюсь слишком педерастично, но если это нужно дя дела ... !
Мы в основном лазаем онсайтом и флэшем, а это совершенно иной, малознакомый мне стиль. Зато Каро чувствует себя как рыба в воде. Она так плавно движется на маршруте, что складывается впечатление будто она прекрасно его знает. Я внимательно за ней наблюдаю, учусь, пытаюсь подражать, но пока получается не очень - сам себе создаю трудности. Как бы там ни было, с каждым днем я становлюсь сильнее и не собираюсь останавливаться на достигнутом.

Джеймс готов к дино. Маршрут Loskott and Two Smoking Barrels, Diablo, Mallorca.
© James Pearson Collection

Джеймс взял ручки. Промазавших ждет долгий путь в море.
© James Pearson Collection
 
Маршрут категории 8а+ не такой уж и сложный, однако перспектива падения в воду с высоты 60 футов добавляет пикантности ...
© James Pearson Collection

UKC: А какую максимальную категорию тебе удалось пролезть до переезда? Я слышал будто ты залез Mecca (8b+). Что-то еще? На что нацелен теперь?

JP: Я пролез Мекку много лет назад, как раз во время одного из выше упомянутых "приступов", во время которых я начинал работать над физической формой. Мне понадобилось на неё несколько дней, и в целом я получил массу удовольствия. Захотелось залезть что-нибудь более сложное, но, к сожалению, я переключился на какой-то боулдеринговый проект, форма безвозвратно ушла и Мекка так и осталась моим лучшим достижением.

Лишь недавно я начал пробовать маршруты сложнее моего уровня онсайта, например, пролез невероятную 8с - Love 2.0 - лучший маршрут из тех, что мне довелось пролезть (я знаю, все так говорят). Опыт прохождения этого маршрута напомнил мне насколько эффективен может быть ред-поинт - от отдельных, кажущихся невозможными движений переходишь к их последовательностям, и в конце-концов пролезаешь маршрут целиком.

С тех пор я пролез еще пару 8с на известняках Южной Францмм (мой второй дом). Могу выделить Joncasares - очень боулдеринговая 8с, которую я пролез онсайтом.

Узнайте больше о 8с редпоинтах Джеймса - UKC News; о его девушке Каролине UKC News), carolineciavaldini.com.

Я снова настроен на сложные маршруты, и успел попробовать парочку в Арко. Осталось дождаться оптимальных погодных условий. Я хочу как можно скорее пролезть следующую цифру. Возможно, это всего лишь мечты, но попробовать стоит. Приоритетным направлением был и остаётся онсайт, но отдельные сессии на выносливость и силовую выносливость возможно окажутся тем самым пинком, который так необходим моему телу.

В этом монстре Джеймс путешествовал по Европе в 2009-м.
© James Pearson Collection

UKC: Расскажи вкратце о тренировочном процессе? Чем он отличается от того, чем ты занимался в прошлом? Как часто ты тренируешься?

JP: Мы с Каро тренируемся в среднем 5 раз в неделю, а в оставшиеся дни занимаемся активностями не связанными со скалолазанием. Стараемся равномерно распределять время между скалодромом и скалами. И хотя тренировки в зале зачастую более эффективны, скалы просто необходимы для поддержания должного уровня мотивации, иначе все сводится к набору физических упражнений.

Мы в основном лазаем "круги": от 20 до 60 движений, с "ключевыми" участками и местами отдыха, количество повторений зависит от конкретной задачи.

Поскольку я лишь недавно ступил на путь исправления, все еще приходится работать над базовыми вещами - силовой выносливостью. И дело не в предплечьях, главное - изменить стиль лазания. Необходимо лезть плавно, эффективно расходовать силы, по максимуму использовать места отдыха, и конечно же, уметь расслаблять тело и сознание. Иногда диву даешься, что вытворяет тело в момент паники!

UKC: Не ошибусь, если скажу, что раньше ты был хорош на очень сложных и техничных маршрутах (будь то песчаники, или боулдеринговые проблемы), и плох там, где требовалась силовая выносливость?

JP: Истиная правда. Можешь даже называть меня "ограниченным". Я бывало лазил и длинные маршруты, но было очевидно, что это не мое. Особенно сильно это проявилось во время работы над The Walk Of Life.

Сейчас мне совершенно ясно, что это был не мой маршрут, и именно поэтому мне было так тяжело. Психологическое давление, которому я не мог ничего противопоставить, оказывало негативное влияние на физическое состояние. Это была самая сложная битва в моей жизни. Нельзя не согласиться с Патчи в том, что причины успеха скалолаза в его голове.

Молодой Джеймс на Equilibrium (E10), Burbage.
© Alex Messenger

Техничное лазание на песчаниках - "конёк" Джеймса.
© Alex Messenger

James Pearson on The Walk Of Life E9
© Dave Simmonite

UKC: Ты когда-нибудь вернешься на The Walk of Life (может с верхней), чтобы посмотреть как он тебе теперь, когда злые чары рассеялись? Или с этим маршрутом покончено раз и навсегда?

JP: Когда я уже заканчивал работу над TWOL, я замер на пару минут, чтобы оглядеться и впитать в себя атмосферу этого места ... и пообещал себе никогда больше не приближаться к этой стене. Я постарался разделаться с ней как можно скорее - пролез маршрут, и был счастлив свалить оттуда. Угораздило ж тебя задать этот вопрос ... Теперь, когда все изменилось, я даже не знаю.

Если судьба снова забросит меня под эту стену, будет сложно сдержаться и не попробовать эту линию еще раз. В память о прошлом, так сказать. Но у меня нет абсолютно никакого желания специально возвращаться в Англию. Прошлое - это лишь воспоминания, будущее - мечты, а мы живем здесь и сейчас.

UKC: Ну, а как насчет трад-маршрутов? Или это секрет?

JP: Найти хорошую скалу в Британии все сложнее, и нужно суметь поймать свой шанс, чтобы удача улыбнулась и подарила стоящий проект, в который можно будет вложиться по-настоящему. Но кстати, в Европе немало других мест с хорошими скалами, и у меня на примете есть несколько классных проектов, расположенных в горах. Осталось набрать форму и достаточную мотивацию, чтобы добраться до них. В ближайшем будущем я собираюсь много лазить с Хансйоргом Ауером, а уж у него сумасшедших идей хоть отбавляй ...

UKC: Прекрасные новости, Джеймс. Желаю удачи. Вы с Хансйоргом уже наметили что-то конкретное? Он настоящий бигвольный гуру, а его соло на The Fish из тех о которых говорят: "Ну нет, я отказываюсь в это верить!!!" У меня в голове не укладывалось. Вы планируете пролезть что-то в горах?

JP: Конкретных планов пока нет, но интересные идеи то и дело возникают. А The Fish это да! Я был бы на седьмом небе, если б принял участие в чем-то подобном. :)

UKC: А какие поездки\экспедиции запланированы на ближайшее будущее?

JP: Большая экспедиция в пустыню Ennedi Desert (Чад) запланирована на ноябрь. Планируем полазить трад - судя по фотографиям это возможно - но кто знает, что мы там найдем. Я буду путешествовать со своими друзьями из The North Face USA и уверен, мы в любом случае получим мощный заряд энергии. Надеюсь, никого из нас не похитят и не убьют. После я проведу рождественские каникулы в Великобритании и может быть гляну на один маршрут ... Ну а после, в 2011-м году, я надеюсь возглавить экспедицию в горы Вьетнама. В общем, я буду занят.

UKC: Удачи в Чаде. Сумасшедшая идея, если честно.

JP: Да, это захватывающее приключение. Наша главная задача - остаться в живых. На втором месте - крутые маршруты. Кроме шуток, несмотря на предупреждения FCO мы все-таки решились на это путешествие. Безусловно мы будем внимательны и осторожны, но поскольку маршрут проходит по малонаселенным местам любое происшествие будет иметь куда более тяжкие последствия.

UKC: Судя по времени года, выбраному тобой для поездки в Англию, я рискну предположить, что ты задумал пролезть какой-то проект на песчанике. И поскольку я более менее ориентируюсь в оставшихся проектах, рекомендую тебе запастись щеткой, пуховой курткой и варежками. В Уимбери в это время так холодно, что кровь стынет! ;-) Угадал?

JP: Песчаник дело хорошее, но я не планирую посещать это место ближайшее время. Я воспринял мертвеца, найденного мной под новым маршрутом Майлза, как дурное предзнаменование!

Джеймс у себя дома, на песчаниках. Онсайт маршрута End of the Affair, Curbar, техничная E8.
© Dave Simmonite

Несмотря на невысокую категорию этот маршрут опасен.
© Dave Simmonite

UKC: Очень приятно с тобой беседовать, Джеймс. Рад что ты мочишь 8с, а еще приятно видеть британца, постигающего азы тренировок в Австрии. Надеюсь услышать о ваших с Хансйоргом приключениях. И все-таки надеюсь услышать о твоих подвигах на песчанике. Дай мне знать, если понадобится страхующий в Тиволи!

VIDEO: James Pearson - Progression - 8c


James Pearson - Progression - 8c from UKClimbing.com TV on Vimeo.

Сайт Джеймса: www.realbigpimp.in

Спонсоры: The North Face , Wild Country , Five Ten и Adidas Eyewear.

Интервью с Джеймсом Пирсоном на baurock.ru: http://www.baurock.ru/interview1/pearson.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий