вторник, 8 марта 2011 г.

La Force Tranquille: Daniel Woods

Источник: http://www.urbanclimbermag.com/

Автор текста и фотографий: Caroline Treadway





Каждые полчаса Дэниел Вудс ускользает, чтобы почистить зацепки на своём "проекте" - темном и шершавом камне в секторе Area 51 (Joe’s Valley, Utah) - с которым он борется в полном одиночестве, демонстрируя выдержку достойную монаха. В его мозгу мелькают картинки на которых он сжимает выгоревшие на солнце, острые словно зубы "чеширского" кота зацепки.

"Люблю это время дня, когда солнце вот-вот зайдёт."

С улыбкой он разминается на Black Lung (V13/F8B), а затем присоединяется к своей девушке, Кортни Сандерс (Courtney Sanders), на Big Boy (V7/F7A+).

Дэниел "сбежал" в Юту из национального парка Rocky Mountain, после того как сорвался практически с топа одного из своих "проектов", рассчитывая проветриться и полазить в собственное удовольствие. Он не раз использовал этот приём, чтобы пролезать сложнейшие в мире "проблемы": передохнуть, вернуться и победить.

Дэниелю Вудсу 21 год, он входит в число сильнейших боулдерингистов мира. В этом году он выиграл соревнования серии ABS Nationals, этап Кубка Мира в Вали и летние соревнования серии UBC; прохождением сложнейшей боулдеринговой "проблемы" на континенте - The Game (V16/F8C+) - вывел американское лазание на новый уровень; вместе с Дэйвом Грэмом (Dave Graham) расчистил огромное количество новых "проблем" в районе Lincoln Lake (Colorado); и под занавес сделал второе прохождение маршрута Jaws II (Rumney, New Hampshire) - 5.15а/F9a+.



"Это был невероятный год. Раньше я лазил, чтобы лазить, теперь же всё стало на свои места, я знаю чего хочу и как этого достичь: чтобы стать лучшим, я должен превзойти самого себя, остальные не имеют значения."

Несмотря на то, что еще в юном возрасте Дэниел стал своего рода знаменитостью, он никогда не хвастался своими прохождениями и приводящими в экстаз зрителей выступлениями. Всё это просто не вяжется с его мягким характером. Хотя порой ему с трудом удаётся сохранять спокойствие. На соревнованиях серии UBC Nor’easter Дэниел выглядел на "голову выше" остальных участников квалификации. Зрители считали его фаворитом, да и сам он полагал, что победа у него в кармане. Перед началом финалов он чувствовал себя чрезмерно уверенным, но вместе с тем беспокойным (редкое сочетание) и занял разочаровавшее всех пятое место.

"Я чувствовал себя хозяином мира - это-то меня и подвело. Когда всё закончилось я сказал себе: "Слушай, Дэниел, ты здорово поработал, но и другие выглядели не плохо. А некторые так просто восхитительно."

Как и большинство выдающихся спортсменов Дэниел начал заниматься спортом еще в детстве, впервые столкнувшись со скалолазанием во время небольшого путешествия по окрестностям Далласа, которое они совершали вместе с отцом, Стивом. Эти двое явно впали в зависимость. Однако Даллас вряд ли можно назвать скалолазной Меккой - ближайший скалодром находился в часе езды, а ближайшие скалы в 2-3 часах. Отцу и сыну пришлось импровизировать.

"Мы очень быстро превратились в скалолазных наркоманов. Ходили на игровую площадку начальной школы и лазили там по разнообразным сооружениям. Вечерами лазили по стенам дома в котором жили, благо кирпичная кладка позволяла," - рассказывает Стив.

Скалолазание быстро превратилось в нечто большее, чем физическая активность, спустя короткий промежуток времени заняв главенствующее положение в семье Вудсов. Их жизнь претерпела серьезные изменения: дошло до того, что они покинули лоно своей церкви - очень строгой ветви христианства, считавшей Санта Клауса проявлением дьявола. Перед их глазами предстал огромный и толерантный мир.

"Если тебя заставляют верить во что-либо, ты непременно это возненавидишь. Так я ненавидел церковь, но именно там мы чувствовали себя единым целым ... и это было здорово."




Однажды Стив (отец Дэниела) с братом отправились в Колорадо: полазить и совершить прогулку на снегоступах. Вернувшись, он убедил семью в необходимости переезда, и в 1997-м году они перебрались в Лонгмонт (Longmont), записались в Boulder Rock Club (BRC), и Дэниел начал тренироваться в команде юниоров. К этому моменту скалолазание стало религией семьи Вудсов.

"С помощью лазания мы осознали многообразие мира, стали получать удовольствие от соприкоснования с новыми культурами," - говорит Кэрол Вудс, мать Дэниела.

В Лонгмонте Дэниел находился на домашнем обучении - таким образом родители пытались развить в нем естественную независимость и сообразительность. "Гибкое" расписание занятий позволяло Вудсам лазить и ездить на соревнования, устраняло всякие преграды между Дэниелом и его страстью.

 "Он был очень сообразительным, и мы стремились вытащить его из тесного мирка, в котором живет большинство обывателей."

В отличие от остальных детей Дэниел никогда не хотел стать полицейским, пожарным или космонавтом: "Сейчас мне это кажется странным, но в 5 лет я хотел быть скалолазом."

 Бессознательно родители Дэниела растили "звезду": отчаяного и страстного "бойца" с феноменальной способностью к запоминанию последовательности движений.

"Мне и в голову не могло придти, что Дэниел достигнет таких высот. Мало ведь кто держа на руках своего ребенка думает о том, что однажды он станет скалолазом мирового уровня. Я и помыслить об этом не могла! Единственное, что я знала наверняка - у меня прекрасный ребенок."

Дэниел до сих пор помнит каждое движение на своем первом "веревочном" маршруте - Red Dog (5.9/F5a, Shelf Road, Colorado). А ведь ему было всего восемь: "Я был в ужасе! Пять раз пролез его с "верхней", потом сымитировал лазание с "нижней" и, наконец, пролез честно. Я был в полном облачении, даже каску надел. Я буквально чувствовал вкус адреналина."

Несмотря на боязнь высоты, Дэниел с ранних лет научился концентрироваться каким бы ни было внешнее давление. Он укреплял силу духа, что и позволило ему стать выдающимся спортсменом. Уже к 10 годам он стремился только к победе, хотя всячески старался скрыть свой настрой под внешним спокойствием.

"Во мне очень силен соревновательный дух! Но сидит он очень глубоко внутри, и я стараюсь не выпускать эти чувства наружу. Не понимаю, как можно идти на соревнования с мыслью о втором месте. Только первое! Иначе не стоит даже пытаться."

Горечь поражения Дэниел впервые ощутил в 12 лет. С годами воспоминания конечно поистерлись, но нет-нет да нахлынут. После победы на нескольких стартах и месяцев упорных тренировок, в финале, когда до топа оставалась всего лишь пара движений, у него "ушла нога". Он был уничтожен: плакал и впервые в жизни испытывал чувство ненависти к скалолазанию.


"Он не имел опыта поражений. По дороге домой я сказала ему: "Ты не проиграл. Ты сделал всё, что мог, и это главное! Не сдавайся лишь потому, что ты проиграл," - вспоминает Кэрол.

Пообещав себе впредь не "терять ноги", Дэниел вернулся в зал и часами отрабатывал технику их постановки.

"Я понял, что можно ошибиться и не стать первым. Как ни странно, это знание придало мне уверенности."

Умение черпать силы в поражении, не опускать руки после неудачи - вот ключ к успеху, причина легкости в отношениях с лазанием.

Тренеры BRC влияли на него мощно и положительно, делая из него не просто физически сильного спортсмена, но и личность. Джимми Рэдо (Jimmy Redo) и Джастин Сьонг (Justen Sjong), воспитавшие не один десяток сильных скалолазов, в первую очередь видели в своих воспитанниках людей, и этот подход находил отклик в душе Дэниела.

"Если ты полный засранец, не важно какую категорию ты лезешь. Речь идет не о спасении души. Мы просто лазим и всегда найдется кто-то "сильнее" тебя. Именно это знание мы стараемся вкладывать в головы своим ученикам, и Дэниел хорошо усвоил урок. Я горжусь человеком в которого он превратился с годами," - говорит Рэдо.

По его словам с ранних лет Дэниел демонстрировал характер, хотя бывало всякое: "Он был обычным ребенком, который не знал куда деть свои ноги. А однажды умудрился съесть целую гору спагетти, после чего расхохотался и всё съеденное вышло через нос."

Но даже видавший виды Рэдо был поражен, когда 13-летний Дэниел пролез 7 P.M. Show (5.14а/F8b+) - маршрут хорошо известный всем скалолазам.

В Боулдере его окружали легендарные скалолазы: Стив Хонг (Steve Hong), Лин Хилл (Lynn Hill) и Дидье Работо (Didier Raboutou). И надо заметить, они глаз с него не спускали.

"Он был рыбешкой в большом пруду, а стал огромной рыбиной, но ни один из нас не побоится сбить с него спесь, если понадобится," - говорит Рэдо.

Сам Дэниел считает, что Рэдо и Сьонг научили его любить скалолазание, тогда как Работо - известный французский скалолаз 80-х - был для него основным мотиватором. Он каким-то удивительным способом умел настроить его на самые сложные маршруты.

"Дидье часто использовал французское выражение, описывая Дэниела: la force tranquille - спокойная мощь. Он был тихим парнем, но силы буквально переполняли его. Когда он заговаривал, все его слушали. Я уверена, что у него все еще впереди," - говорит жена Работо, четырехкратная обладательница Кубка Мира Робин Эрбесфилд-Робото (Robyn Erbesfield-Raboutou).

Жизнь Дэниела в очередной раз круто изменилась после знакомства с Дэйвом Грэмом и Крисом Шармой (Chris Sharma), с которыми он познакомился во время Petzl RocTrip в Канаде (2006). В юности он мечтал лазить вместе с ними. После мероприятия Грэм предложил ему полазить вместе в Европе.

"Я смотрел на плакаты с изображением Дэйва и Криса и думал: "Вот это крутни! Они пролезли Dreamtime. Невероятно!"

 Настрой Грэма и Криса заставил Дэниела отнестись к лазание с большей серьезностью, и окончив среднюю школу он принял предложение Грэма - вместо колледжа на целый год отправился в Европу. К счастью, родители с пониманием отнесли к решению сына.

"Если бы они настояли на продолжении обучения, я бы возненавидел свою жизнь. Вместо этого они дали мне свободу и не поставили меня перед выбором: следовать своей страсти или влачить жалкое существование."

Кэрол и Стив сказали ему, что если будет он в состоянии прокормить себя лазанием, надо пробовать. Дэниел считает, что в принципе он может поступить в колледж, например, на отделение журналистики, но когда это будет - одному Богу известно.

"В современном обществе образование играет ключевую роль. Если ты не учился в колледже, значит ты неудачник, так? Но разве кто-нибудь может сказать, что Дэниел не добился успеха в жизни? Он занимается любимым делом, которое, вдобавок ко всему, приносит доход," - считает Стив.


 Лазая в Европе, Дэниел изучал новые для себя культуры, в том числе через гастрономию, учил новые языки. Он научился планировать путешествия, грамотно распоряжаться деньгами, повидал много нового и освоил разные стили лазания. Постепенно скалолазание из страсти превратилось в карьеру. Идея о том, чтобы стать профессиональным скалолазом прочно засела в его голове: "Только ленивый человек не думает о том, как обустроить свою жизнь. Если ты влюблен в дело которым занимаешься и готов кое-чем поступиться ради него, непременно станешь лучшим. Всё очень просто!"

 Упертость Дэниела окупилась сполна: на его счету 70 штук V13/8B, более 30 штук V14/8B+ и несколько V15/8C, многие из которых были первым или вторым прохождением. И хотя он уже оставил свой след в истории скалолазания, этим летом он под руководством Грэма обучался искусству освоения новых районов.

Скалолазы и раньше забредали в район Lincoln Lake, но именно Грэм и Дэниел сделали из груды камней объект мирового масштаба.

"У Дэйва феноменальный дар, позволяющий ему разглядеть линию. Я многому научился за это лето. Я не встречал более увлеченного скалолаза, чем он."

Поначалу Дэниел предпочитал лазить готовые маршруты, нежели тратить силы и время на расчистку новых без какой-либо гарантии, что эти труды "окупятся". Не один раз Грэм неделями искал "проект", чистил его, готовил место приземления и все для того, чтобы Дэниел сделал первопрохождение.

"Все проблемы, которые я там пролез, нашел Дэйв. А ведь он мог запросто сказать: "Дэниел, это закрытая зона; ничего здесь не трогай."


Оба они категорически против собственнического подхода к маршрутам, поскольку это тормозит развитие скалолазания и становится почвой для склок.

"Дэниел самый увлеченный скалолаз из тех с кем мне приходилось лазить. Почему я должен от него что-то скрывать?" - недоумевает Грэм.

Неуёмное желание Грэма превратить район Lincoln Lake в скалолазную Мекку передалось и Дэниелу: "Можно тешить свое эго, закрывать проекты, записывать себе первые прохождения ... и этим тормозить развитие спорта. А можно сказать: "Чувак, попробуй-ка мой проект!" Такой подход к развитию района потребует в разы меньше времени, и все только выиграют от этого."

Эти двое пролезли как минимум 15 новых проблем уровня V13 - V15. Вот лишь некоторые из них: Warrior Up, Let the Right One in, Evil Backwards, Stuntin’ Season, The Great War for Civilization и The Exfoliator. По окончании короткого сезона в горах район Lincoln Lake стал лидером по количеству сложных проблем проблем в США.

Теперь Дэниел мотивирован на прохождение новых проблем, нежели на повтор уже существующих: "Я хочу, чтобы скалолазание развивалось. И единственный способ сделать это - открывать все больше новых районов, тем самым давая людям возможность путешествовать и лазить."

Новым проблемам приходится давать категории, и это очень скользкий момент. Даже профессионалы часто чувствуют себя не своей тарелке, когда до него доходит дело. Однако Дэниел не боится высказывать свое мнение, даже если оно порождает яростные споры.

"Если ты присвоил проблеме высокую категорию, жди бури, поскольку противников окажется на порядок больше, чем сторонников. "Да кто он такой, чтобы заявлять сложнейшую проблему в мире?"

В этом деле Дэниел полагается исключительно на собственный опыт. Прежде чем заявить о прохождении V15, он тщательно анализирует все свои V14, стараясь оценивать проблему целиком, а не отдельные её движения.

В начале 2010-го года Дэниел был близок к прохождению своего давнего проекта в Boulder Canyon. Расстроенный он отправился Hueco Tanks, чтобы придти в себя, и это ему удалось. Дэниел восстановился морально и физически и был готов к возвращению в Boulder. Он пролез несколько сложных "проблем", сделал 3-е прохождение Terremer (V15/F8C), пролез Terre de Sienna (V14) и Diaphanous Sea (V12) впервые пройденный Фрэдом Николем (Fred Nicole) в 2005-м. Пару дней спустя он вернулся в Боулдер, завершил работу над проектом, назвав его The Game. Так в Северной Америке появилась первая V16!

В начале 2009-го года Кортни Сандерс - скалолазка из Теннеси - написала Дэниелу: "Ну, и каково это лазить на гранитах?" Он ответил примерно следующее: "Тебе надо бы знать, ведь ты с юга." После месяца переписки Дэниел позвонил ей, а еще пару недель спустя полетел на юг.


В феврале Дэниел, выигравший соревнования серии ABS Nationals, сделал Кортни предложение. Они немедленно полетели домой, купили кольцо с бриллиантом в один карат, которое она носит на цепочке, и рассказали о своих планах родителям. Они пока не определилсь с датой свадьбы, зато выбрали место: Lily Bluffs (Obed, Tennessee). Именно здесь они впервые лазили вместе, а Дэниел сделал второе прохождение "проблемы" Джеймса Литца (James Litz) Chinese Arithmetic (V13/14).

 Кортни и Дэниел словно магниты - разные, но их тянет к друг другу. Она - уверенная в себе, отзывчивая и общительная; он - молчаливый, замкнутый, хороший слушатель. Они вместе живут, тренируются, путешествуют и лазают. За год Кортни проделала путь о мандража на V2 до V8 с пары попыток. Она ездит по миру с Дэниелом и уверена, что рядом с ним становится лучше. Они прекрасно мотивируют друг друга, очень часто тренируясь по 5 часов кряду.

Дэниел считает, что Кортни прибавляет ему уверенности. Раньше он лазил поскольку этого требовало его "я", теперь же у него появилась еще одна причина.

"Теперь у меня две страсти. Я нуждаюсь в чем-то отличном от скалолазания."

Несмотря на то, что Дэниел прекрасно сопротивляется внешнему давлению, зачастую его лучшие дни случаются при полном отсутствии этого самого давления. Например, Jaws II. В конце сентября они опоздали на самолет, который должен был доставить их на Восточное побережье, на соревнования Nor’easter. Заплатив пеней на 300$, они вылетели более поздним рейсом до Манчестера (Нью Хэмпшир). Оказавшись там около полуночи они обнаружили, что не могут взять машину напрокат, поскольку кредитная карта Дэниела заблокирована, а дебетовую в агентстве не приняли. После двухчасовой поездки на такси, стоившей им лишних $200, они наконец-то оказались в пункте назначения. Соревнования Дэниел проиграл, зато у него появилась возможность поработать над Jaws II. В конце дня они обнаружили, что их машина (котороую им все-таки удалось взять) была отбуксирована в неизвестном направлении.

Утром они должны были вылетать обратно в Боулдер, так что времени оставалось в обрез. Как назло по пути в Румни (Rumney) у них спустило колесо.

"Напряжение как будто рукой сняло. Мысли о лазании ничего кроме смеха не вызывали."

Как ни странно, они добрались до Румни и Дэниел без разминки, с первой же попытки пролез Jaws II, сделав второе прохождение этой 5.15а, которая долгое время оставалсь неповторенной.

"Иногда просто необходимо передохнуть, чтобы вернуться на свежую голову. Проветриться можно в зале, в другом районе, а можно просто повзрослеть. В скалолазании мне всегда нравилась возможность вернуться."

Именно поэтому Дэниел оказался в Joe’s Valley - ему было необходимо прочистить мозги. Днем ранее он сорвался на правом варианте проекта под названием Veritas. Сорвался по его словам на движении категории V4. И вот теперь он расслабляется в штате Юта в компании друзей и подруги. Когда солнце наконец скрылось за верхушками столовых гор, окружающих сектор Area 51, Дэниел решил заняться "проектом". Он ждал этого момента не один час, но солнечный и безветренный день сделал зацепки скользкими и горячими. Не удивительно, что у него ничего не вышло.

"Он не может сосредоточиться. Я уверена, все его мысли вертятся вокруг Veritas," - говорит Кортни.

 Через два дня Дэниел вернулся в национальный парк Rocky Mountain. Условия были идеальные: холодно и ветренно. "Вроде ничего," - говорит он, хлопет в ладоши и мигом оказывается окутанным облаком из магнезии. Он пробует первые движения, но ничего не выходит. Кажется, он в бешенстве. "Ужасно! И ведь это мой последний шанс - сейчас или никогда," - заявляет Дэниел сидя на крэш-пэде. Действительно, ночью ожидается снегопад, а через несколько дней Дэниелу нужно будет уезжать в Мексику на Petzl RocTrip. Он съедает кусочек бублика, пару минут переваривает съеденное и пролезает маршрут.

"Да! Дело сделано," - спокойно говорит Дэниел, сидя на камне и буквально излучая спокойствие. "Кажется я впервые так нервничал, буквально до тошноты." По предварительным оценкам это - V15. На обратном пути я спросила его планирует ли он пролезть больше V15 и V16. "Это входит в мои планы, но вообще-то я хочу начать лазить с веревкой," - ответил он, сверкнув своими золотистыми глазами.

7 комментариев:

  1. ... пролез 7 P.M. Show (5.14а/F7a) - маршрут хорошо известный всем скалолазам.
    исправьте, пжл, 5,14а на f8b+

    ОтветитьУдалить
  2. точно, спасибо (случайно глянул в колонку с британскими категориями).

    ОтветитьУдалить
  3. не совсем что-то понял про "Veritas" - он его залез? У Даниеля на 8а есть болдер "Hypnotized Minds", типа правый проект Veritas, и он 8С. Этот Veritas походу еще сложнее что ли? что-то я запутался

    А за перевод - спасибо! Даниель действительно добряк, главно чеб не зазнался))

    ОтветитьУдалить
  4. НеуЁмное желание Грэма превратить район Lincoln Lake в скалолазную Мекку

    ОтветитьУдалить
  5. Кортни Сандерс- из Теннеси, а не из Техаса...

    ОтветитьУдалить
  6. to AK:
    не, ну смешно же получилось!

    to Аноним:
    верно, из Теннеси

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо огромное за ваши переводы!!!

    ОтветитьУдалить