Источник: http://www.alpinist.com
Автор: Gwen Cameron
Расскажите о рекордном прохождении маршрута The Nose (El Capitan): как долго вы к нему готовились?
ДП: Последний раз я лез на "скорость" лет 10 назад и не был уверен, что хочу повторения этого. Однако боевой настрой Шона развеял мои сомнения, и мы сделали пару "квалификационных заездов". К своему удивлению я получил огромное удовольствие от процесса. А кроме того, стало ясно, что мы в состоянии если не побить рекорд, то попытаться это сделать.
Почему ты отказался от "скоростных" восхождений и так долго к ним не возвращался?
ДП: По многим причинам, но в основном из-за того, что творческая составляющая скалолазания привлекает меня куда больше соревновательной. Кроме того, если парни вроде меня и Шона настроятся на рекорд, они его поставят. Это лишь вопрос времени и затраченных усилий. Как ни странно, но такая уверенность отбивает всякую охоту. Правда нам пришлось очень попотеть, чтобы превратить уверенность в нужный результат.
Шон, теперь твоя очередь...
ШЛ: Я несколько удивлен тому, как легко нам дался этот рекорд, поскольку наш лучший результат в этом сезоне равнялся 3 часам. Честно говоря, я думал нам придется потратить куда больше сил. У нас есть одно преимущество: мы живём здесь неподалеку, и в любой момент можем пролезть маршрут. Все-таки очень здорово иметь такое лазание буквально на заднем дворе.
ДП: За день до успешной попытки от рекорда нас отделяло около 20 минут - очень много, - и мы даже не надеялись отыграть это время. Можете представить наше удивление, когда в верхней части маршрута выяснилось, что мы очень близки к успеху. Об этом нам сообщил женский голос, которым обладают наши часы, "Big Wall Bi-otch" - нажимаешь на кнопку и получаешь необходимую информацию. Хорошая новость, безусловно, подстегнула нас.
Можно ли ставить "скоростные" восхождения в один ряд с другими твоими "яркими" проектами?
ДП: Другие мои проекты в какой-то мере расширяли сознание. Они были более творческими и эстетически совершенными, а такие вещи мотивируют сильнее всего. Если оценивать риски, то "скоростное" прохождение The Nose, безусловно, опасная штука, но у меня бывали восхождения и поопасней. Например, во время FreeBASE-восхождения на Эйгер и других Free-соло стоял вопрос жизни и смерти. Но, удивительное дело, когда мы полезли The Nose, я вдруг почувствовал, что будет очень здорово, если мы пролезем эту прекрасную "линию" за 2.5 часа. Тысячи футов изумительного по качеству "свободного" лазания предстояло втиснуть в узкие временные рамки.
За счет чего удалось улучшить время прохождения?
ДП: Думаю за счет того, что мы лезли параллельно, за исключением небольших участков, например, Great Roof. Все остальные поступают немного иначе, работая попеременно и "лидируя" по несколько веревок подряд.
ШЛ: Знание маршрута позволило нам определиться с оптимальным набором снаряжения на каждой веревке: минимум железа, максимум безопасности (все-таки хочется, чтобы между тобой и напарником было хоть несколько "точек"). Самым большим "камалотом" в нашем компактном и легком наборе был №1.
Еще было важно не терять время на смене "лидера". Мне кажется, было бы быстрее одному человеку лезть весь маршрут "первым", но мы оба любим лезть "первыми". Так что мы постоянно менялись. И поэтому грамотно выбранные места для смены играли такую большую роль.
Сложно было?
ДП: Десять лет назад, когда мы с Тимми (Timmy O'Neill) побили рекорд, было довольно легко. Теперь же, чтобы оставаться в лидерах, всё должно быть доведено до совершенства. Нужны мощные легкие и крепкое тело. Необходимо быстро восстанавливаться, чтобы пролезать маршрут по несколько раз в неделю, иначе просто невозможно запомнить все детали.
Всё это напоминает марафон; 60-80 лет назад у них и рекорд был примерно такой - 2.5 часа. Сходство усиливает то, что это время было уделом небольшой группы спортсменов. Теперь же люди приблизились к двухчасовой границе: 2.06, что ли. Тренировки продуманы до мельчайших деталей ... Да это уже и не тренировки, а стиль жизни. Мне кажется, "марафонцы" подошли к границе возможного, перешагнуть которую будет по силам лишь идеальному спортсмену.
Скалолазание потихоньку движется в этом же направлении. Еще пару лет назад я бы вряд ли такое сказал, поскольку считал, что в скалолазании главное лазить и получать удовольствие, но сейчас я стал тщательнее планировать каждое свое действие.
Мы с Шоном только выиграли от того, что находились в идеальной форме. Это позволяло сохранять ясность мыслей и не отвлекаться на ерунду. Раньше я часто пребывал в возбужденном состоянии, что негативно отражалось на лазании. Теперь я слежу за собой, как будто мне предстоит выступление на Олимпийских играх. Десять лет назад мы показали хороший результат во многом благодаря удаче, теперь же я беру на вооружение методики тренировок "марафонцев" и велосипедистов, внимательно слежу за тем, что ем, изменил график тренировок и восстановления.
Судя по всему к выбору партнера по "скоростному" восхождению следует подходить максимально серьезно, иначе ни удовольствия, ни безопасности. Лучше, наверное, найти человека с таким же уровнем лазания? Что для вас главное в партнере?
ДП: Совершенно верно. Мы с Шоном давно лазаем в Йосемитах, и прекрасно знаем кто на что способен. Это очень важно, особенно при одновременном движении. Скажем, я не силен в "откидках" и Шон это знает: "У-ё! Дин лезет в откидку. Положу-ка я лишнюю закладку!" Шон же, наоборот, хорошо лезет в откидку и я могу быть спокоен за него, когда лезу "первым".
ШЛ: Дааа. Ключ к успеху при одновременном движении на маршруте - доверие к партнеру. Оно должно быть по истине безграничным, поскольку в его руках твоя жизнь. И конечно необходимо иметь приблизительно одинаковый уровень лазания. У нас с Дином огромный опыт взаимодействия, мы чувствуем друг друга на уровне биоритмов. По тому как он лезет я могу наверняка определить его состояние. А он запросто определит моё и положит лишнюю "точку", если необходимо.
В чём смысл скалолазания и как в эти рамки вписываются "скоростные" восхождения?
ДП: Скалолазание буквально переполнено смыслами. В большой степени это развлечение и источник удовольствия ... Я начал лазить в средней школе и быстро понял, что это помогает мне забыться, отвлечься от проблем, загрузить тело, привести его в состояние равновесия. Со временем я стал замечать, что на скалах мыслю быстрее, а чувствую острее. И это "цепляет" меня и по сей день. Как будто обретаешь сверхспособности. Никакой другой вид деятельности не дает мне подобных ощущений.
Не ошибусь предположив, что это особенно заметно при "скоростных" восхождениях?
ДП: Именно. Мозг работает с невероятно высокой скоростью. Но то чем занимаемся мы с Шоном - повышенный за счет "одновременного" движения уровень опасности - добавляет эмоций. Мы прекрасно знаем, что при срыве "лететь" придётся минимум 30 метров. Ты ответственен не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь своего друга. Это знание очень сильно влияет на сознание, сильнее чем скорость. Я лазаю 22 года и до сих пор жив, но постоянная близость смерти заставляет органзим работать с максимальной отдачей. Борьба за выживание обостряет зрение, осязание, слух, интуицию.
Шон, "скоростные" восхождения часто подвергаются критике, поскольку они привлекают внимание СМИ, не внося при этом вклада в дело развития скалолазания. Ты согласен?
ШЛ: Любой вид спорта предполагает выраженный в цифрах результат: время на стометровке, количество забитых голов и т.п. И хотя у нас тоже есть категории трудности, они бесполезны для привлечения сторонней публики, поскольку непонятны ей. А время, необходимое для прохождения маршрута, величина понятная каждому.
Несправедливо, конечно, что "скоростные" восхождения привлекают больше внимания широкой публики, чем сложное лазание, но ничего не поделаешь - неподготовленным людям трудно понять скалолазание, спроецировать его на себя.
Скалолазание - это целая реальность, которая едва ли может быть выражена в цифрах: чувство локтя, единение с природой, дух приключений и невообразимая красота ... ну как с ними быть?
Дин, у тебя есть планы на 2011-й год? Планируешь продолжить "скоростные" восхождения или это было единичное явление?
ДП: Мы с Шоном никуда не денемся из Йосемит. Как я уже говорил, Эль Кэп находится в 20 минутах от наших домов. Как-то мы собрались пролезть Royal Arches и выглядело это примерно так: "Давай как-нибудь встретимся, пробежимся и заодно проелезм Royal Arches?" Теперь вот The Nose: "Эй, давай встанем пораньше и пролезем по-быстрому The Nose, чтобы вечер был свободным." Это наш стиль жизни, наш стиль лазания.
У нас есть и другие совместные "проекты", но The Nose идеально нам подходит. Да и сама идея "идеального" восхождения не даёт покоя. Я думаю, мы не остановимся пока не доведем до совершенства каждое движение. Надеюсь, нам удастся "выбежать" из 2-х часов. Судите сами: чтобы побить рекорд нам потребовалось всего лишь 5 раз пролезть маршрут, а это совсем немного. К тому же мы не тренировались как серьезные спортсмены. Просто два парня в хорошей физической форме. Теперь мы знаем, что после серьезных тренировок сможем двигаться намного быстрее.
Гонки по вертикали, часть 1: Алекс Хоннольд (Speed Series Part I: Alex Honnold)
Автор: Gwen Cameron
Dean Potter takes the lead while Sean Leary belays during their record-breaking ascent of The Nose last October. This screenshot is a snippet from Sender Films' footage of the climb, which will air at the 2011 Reel Rock Film Tour. [Photo] senderfilms.com
Расскажите о рекордном прохождении маршрута The Nose (El Capitan): как долго вы к нему готовились?
ДП: Последний раз я лез на "скорость" лет 10 назад и не был уверен, что хочу повторения этого. Однако боевой настрой Шона развеял мои сомнения, и мы сделали пару "квалификационных заездов". К своему удивлению я получил огромное удовольствие от процесса. А кроме того, стало ясно, что мы в состоянии если не побить рекорд, то попытаться это сделать.
Почему ты отказался от "скоростных" восхождений и так долго к ним не возвращался?
ДП: По многим причинам, но в основном из-за того, что творческая составляющая скалолазания привлекает меня куда больше соревновательной. Кроме того, если парни вроде меня и Шона настроятся на рекорд, они его поставят. Это лишь вопрос времени и затраченных усилий. Как ни странно, но такая уверенность отбивает всякую охоту. Правда нам пришлось очень попотеть, чтобы превратить уверенность в нужный результат.
Шон, теперь твоя очередь...
ШЛ: Я несколько удивлен тому, как легко нам дался этот рекорд, поскольку наш лучший результат в этом сезоне равнялся 3 часам. Честно говоря, я думал нам придется потратить куда больше сил. У нас есть одно преимущество: мы живём здесь неподалеку, и в любой момент можем пролезть маршрут. Все-таки очень здорово иметь такое лазание буквально на заднем дворе.
ДП: За день до успешной попытки от рекорда нас отделяло около 20 минут - очень много, - и мы даже не надеялись отыграть это время. Можете представить наше удивление, когда в верхней части маршрута выяснилось, что мы очень близки к успеху. Об этом нам сообщил женский голос, которым обладают наши часы, "Big Wall Bi-otch" - нажимаешь на кнопку и получаешь необходимую информацию. Хорошая новость, безусловно, подстегнула нас.
Можно ли ставить "скоростные" восхождения в один ряд с другими твоими "яркими" проектами?
ДП: Другие мои проекты в какой-то мере расширяли сознание. Они были более творческими и эстетически совершенными, а такие вещи мотивируют сильнее всего. Если оценивать риски, то "скоростное" прохождение The Nose, безусловно, опасная штука, но у меня бывали восхождения и поопасней. Например, во время FreeBASE-восхождения на Эйгер и других Free-соло стоял вопрос жизни и смерти. Но, удивительное дело, когда мы полезли The Nose, я вдруг почувствовал, что будет очень здорово, если мы пролезем эту прекрасную "линию" за 2.5 часа. Тысячи футов изумительного по качеству "свободного" лазания предстояло втиснуть в узкие временные рамки.
За счет чего удалось улучшить время прохождения?
ДП: Думаю за счет того, что мы лезли параллельно, за исключением небольших участков, например, Great Roof. Все остальные поступают немного иначе, работая попеременно и "лидируя" по несколько веревок подряд.
ШЛ: Знание маршрута позволило нам определиться с оптимальным набором снаряжения на каждой веревке: минимум железа, максимум безопасности (все-таки хочется, чтобы между тобой и напарником было хоть несколько "точек"). Самым большим "камалотом" в нашем компактном и легком наборе был №1.
Еще было важно не терять время на смене "лидера". Мне кажется, было бы быстрее одному человеку лезть весь маршрут "первым", но мы оба любим лезть "первыми". Так что мы постоянно менялись. И поэтому грамотно выбранные места для смены играли такую большую роль.
Sean Leary on the Glowering Spot pitch above Camp 5 on The Nose. [Photo] senderfilms.com
Сложно было?
ДП: Десять лет назад, когда мы с Тимми (Timmy O'Neill) побили рекорд, было довольно легко. Теперь же, чтобы оставаться в лидерах, всё должно быть доведено до совершенства. Нужны мощные легкие и крепкое тело. Необходимо быстро восстанавливаться, чтобы пролезать маршрут по несколько раз в неделю, иначе просто невозможно запомнить все детали.
Всё это напоминает марафон; 60-80 лет назад у них и рекорд был примерно такой - 2.5 часа. Сходство усиливает то, что это время было уделом небольшой группы спортсменов. Теперь же люди приблизились к двухчасовой границе: 2.06, что ли. Тренировки продуманы до мельчайших деталей ... Да это уже и не тренировки, а стиль жизни. Мне кажется, "марафонцы" подошли к границе возможного, перешагнуть которую будет по силам лишь идеальному спортсмену.
Скалолазание потихоньку движется в этом же направлении. Еще пару лет назад я бы вряд ли такое сказал, поскольку считал, что в скалолазании главное лазить и получать удовольствие, но сейчас я стал тщательнее планировать каждое свое действие.
Мы с Шоном только выиграли от того, что находились в идеальной форме. Это позволяло сохранять ясность мыслей и не отвлекаться на ерунду. Раньше я часто пребывал в возбужденном состоянии, что негативно отражалось на лазании. Теперь я слежу за собой, как будто мне предстоит выступление на Олимпийских играх. Десять лет назад мы показали хороший результат во многом благодаря удаче, теперь же я беру на вооружение методики тренировок "марафонцев" и велосипедистов, внимательно слежу за тем, что ем, изменил график тренировок и восстановления.
Судя по всему к выбору партнера по "скоростному" восхождению следует подходить максимально серьезно, иначе ни удовольствия, ни безопасности. Лучше, наверное, найти человека с таким же уровнем лазания? Что для вас главное в партнере?
ДП: Совершенно верно. Мы с Шоном давно лазаем в Йосемитах, и прекрасно знаем кто на что способен. Это очень важно, особенно при одновременном движении. Скажем, я не силен в "откидках" и Шон это знает: "У-ё! Дин лезет в откидку. Положу-ка я лишнюю закладку!" Шон же, наоборот, хорошо лезет в откидку и я могу быть спокоен за него, когда лезу "первым".
ШЛ: Дааа. Ключ к успеху при одновременном движении на маршруте - доверие к партнеру. Оно должно быть по истине безграничным, поскольку в его руках твоя жизнь. И конечно необходимо иметь приблизительно одинаковый уровень лазания. У нас с Дином огромный опыт взаимодействия, мы чувствуем друг друга на уровне биоритмов. По тому как он лезет я могу наверняка определить его состояние. А он запросто определит моё и положит лишнюю "точку", если необходимо.
В чём смысл скалолазания и как в эти рамки вписываются "скоростные" восхождения?
ДП: Скалолазание буквально переполнено смыслами. В большой степени это развлечение и источник удовольствия ... Я начал лазить в средней школе и быстро понял, что это помогает мне забыться, отвлечься от проблем, загрузить тело, привести его в состояние равновесия. Со временем я стал замечать, что на скалах мыслю быстрее, а чувствую острее. И это "цепляет" меня и по сей день. Как будто обретаешь сверхспособности. Никакой другой вид деятельности не дает мне подобных ощущений.
Не ошибусь предположив, что это особенно заметно при "скоростных" восхождениях?
ДП: Именно. Мозг работает с невероятно высокой скоростью. Но то чем занимаемся мы с Шоном - повышенный за счет "одновременного" движения уровень опасности - добавляет эмоций. Мы прекрасно знаем, что при срыве "лететь" придётся минимум 30 метров. Ты ответственен не только за свою жизнь и здоровье, но и за жизнь своего друга. Это знание очень сильно влияет на сознание, сильнее чем скорость. Я лазаю 22 года и до сих пор жив, но постоянная близость смерти заставляет органзим работать с максимальной отдачей. Борьба за выживание обостряет зрение, осязание, слух, интуицию.
Шон, "скоростные" восхождения часто подвергаются критике, поскольку они привлекают внимание СМИ, не внося при этом вклада в дело развития скалолазания. Ты согласен?
ШЛ: Любой вид спорта предполагает выраженный в цифрах результат: время на стометровке, количество забитых голов и т.п. И хотя у нас тоже есть категории трудности, они бесполезны для привлечения сторонней публики, поскольку непонятны ей. А время, необходимое для прохождения маршрута, величина понятная каждому.
Несправедливо, конечно, что "скоростные" восхождения привлекают больше внимания широкой публики, чем сложное лазание, но ничего не поделаешь - неподготовленным людям трудно понять скалолазание, спроецировать его на себя.
Скалолазание - это целая реальность, которая едва ли может быть выражена в цифрах: чувство локтя, единение с природой, дух приключений и невообразимая красота ... ну как с ними быть?
Dean Potter tops out on the Boot Flake during his record speed-solo of The Nose in 2001. Footage of the ascent appears in Masters of Stone 5. [Photo] Eric Perlman
Дин, у тебя есть планы на 2011-й год? Планируешь продолжить "скоростные" восхождения или это было единичное явление?
ДП: Мы с Шоном никуда не денемся из Йосемит. Как я уже говорил, Эль Кэп находится в 20 минутах от наших домов. Как-то мы собрались пролезть Royal Arches и выглядело это примерно так: "Давай как-нибудь встретимся, пробежимся и заодно проелезм Royal Arches?" Теперь вот The Nose: "Эй, давай встанем пораньше и пролезем по-быстрому The Nose, чтобы вечер был свободным." Это наш стиль жизни, наш стиль лазания.
У нас есть и другие совместные "проекты", но The Nose идеально нам подходит. Да и сама идея "идеального" восхождения не даёт покоя. Я думаю, мы не остановимся пока не доведем до совершенства каждое движение. Надеюсь, нам удастся "выбежать" из 2-х часов. Судите сами: чтобы побить рекорд нам потребовалось всего лишь 5 раз пролезть маршрут, а это совсем немного. К тому же мы не тренировались как серьезные спортсмены. Просто два парня в хорошей физической форме. Теперь мы знаем, что после серьезных тренировок сможем двигаться намного быстрее.
Гонки по вертикали, часть 1: Алекс Хоннольд (Speed Series Part I: Alex Honnold)
Спасибо, отличная статья!
ОтветитьУдалитьОднако "Sean Leary and Dean Potter pause for a summit photo atop Half Dome. This fall and winter, the duo have climbed nearly everyday, seeking other objectives when The Nose is wet with snow-melt. [Photo] Dean S. Potter" - это подпись к другой фотографии.
на здоровье!
ОтветитьУдалитьподписи перепутал, согласен.