понедельник, 14 марта 2011 г.

Дин Поттер о фри-соло (From Dean Potter about Freesolo)

Источник: prAna Blog

Я не часто читаю блоги и в общем-то довольно старомодный парень, предпочитающий писать письма и разговаривать лицом к лицу. Образно выражаясь большую часть времени я провожу в пещере или под пальмой, забывая о том, что кому-то есть дело до моих опытов. Но до меня дошли слухи, что некоторые читатели блога prAna обеспокоены моими хайлайн-соло (highline). Уверяю вас, даже во время рекордного 30-метрового "свободного" соло на Taft Point я полностью контролировал ситуацию и прошел эту дистанцию пять раз. Попытаюсь успокоить читателей, раскрыв кое-какие секреты (чего я обычно стараюсь не делать).





Достаточно давно я увлекся боевыми искусствами. В частности, я в восторге от учения мастера айкидо и стратегии - Miyamoto Musashi, и за эти годы я почерпнул много знаний из его книги Go Rin No Sho (A Book of Five Rings, Книга Пяти Колец). Открытость для новых идей и уважительное к ним отношение, сделали его выдающимся мастером боевых искусств. Его главный метод заключался в отрицании правил, выработанных другими, что было нетипично для 13-го века. В самом известном своём поединке он одолел более сильного противника деревянным веслом, превратив его в длинный меч.

Кроме того я восхищаюсь Брюсом Юн Фан Ли (Bruce Jun Fan Lee). Как и многим другим он открыл мне сложный лабиринт своего вида боевого искусства - Jeet Kune Do. Раскрыв секреты мастерства, он привел в восторг многих и сделал их сильнее.

Слэклайном я занимаюсь с 16 лет - научился этому у бездомного парня по имени Чонго (Chongo), да и по сей день я не перестаю учиться новому у других. На обычном слэклайне и хайлане со страховкой я использую дыхательные техники взятые из йоги: полностью концентрируюсь на дыхании и двигаюсь интуитивно, сливаясь с окружающим меня миром.

Во время выполнения смертельно опасных упражнений мне на помощь приходят дыхательные техники из боевых искусств. Я концентрирую внимание на выдохе, поскольку уязвимыми для противника мы становимся только во время вдоха. Когда я выдыхаю меня не остановить. Может, это всего лишь психологическая уловка, но в моём случае она работает, а как замечательно сказал Джонни Кэш (Johnny Cash): "В голове, в голове, всё происходит в голове."

Когда я иду со страховкой, то никогда не использую петлю. Петля - это всего лишь поддержка и, поверьте, почти всегда я использую надежную страховку. Когда я использую петлю, то всегда надеваю страховочный пояс, служивший страховочной системой скалолазам 70-х. У этих парней был следующий девиз: "Первый" не срывается." Конечно, при срыве скалолазная система обеспечивает больший комфорт, но именно поэтому я и не использую её, чтобы срыв ассоциировался с болью. Тем самым я как бы программирую себя на безошибочные действия. Тяжелые удары - хороший источник жизненного опыта.

Помимо прочего я использую стропу, выдерживающую нагрузку в сотни тысяч фунтов. Ноги моей больше не будет на других стропах. В подавляющем большинстве случаев люди используют для хайлайна стропы, выдерживающие нагрузку в десять тысяч фунтов. Вот о ком вам стоит беспокоиться, поскольку эта стропа может не выдержать. Я много лет тестирую стропы на разрыв при помощи автомобиля или в специализированых лабораториях компаний, с которым я сотрудничаю, и выяснил, что моё оборудование имеет коэффициент безопасности 12:1. Стропы, используемые остальными людьми, имеют показатель на уровне 1.5:1, максимум - 2:1.

За многие годы я приспособил приёмы Кунг Фу и Тайского бокса для удержания стропы при помощи ног. Я уверен, что довёл свою технику до совершенства, и в случае чего - не промахнусь. При условии, конечно, что буду следовать своему главному правилу: не терять контроль. Применительно к хайлайну это означает, что я начинаю "ловить" стропу еще до того как чувствую, что заваливаюсь в сторону. Падение для меня превратилось в игру. Тело и мозг запрограммированы на то, чтобы оседлать стропу, удерживая её где-то под коленями. После я берусь за неё обеими руками и делаю маятник, ускоряя падение. Сделав таким образом оборот вокруг стропы, я снова оказываюсь сидящим на ней. Всё это занимает около секунды. Многим кажется, что это какой-то трюк, но я всего лишь спасаю свою жизнь.

Многим из вас это покажется странным и сложным для понимания. Вы ведь не видите моих последовательных тренировок, не знаете сколько времени я уделяю планированию каждой мелочи. Без этой информации я могу запросто сойти за безумца. Не забывайте также, что я сдерживаюсь и никогда не работаю на максимум. Я не стремлюсь умереть. Я с детства занимаюсь свободным соло, и желание жить, пожалуй, сильнейший мой инстинкт. Думаю, это свойствено всем нам. Очень важно понимать, что все люди похожи, и мы должны поддерживать друг в друге желание жить полной жизнью, воплощать мечты. Мои мечты связаны с хайлайном, воздухом и скалами, и, возможно, они отличаются от ваших, но уверяю вас, в базовых понятиях - правде, любви, уважении, удовольствии - мы вряд ли с вами расходимся.

Спасибо за внимания, Дин С. Поттер.


Источник: prAna Blog


20 вопросов Дину Потеру

1. Без какой продукции prAna ты жить не можешь?

Я живу в джинсах prAna!

2. Чем бы ты занимался не будь в твоей жизни лазания/бэйзджампинга/прыжков в "вингсьюте"?

Отправился б в Гималаи на поиски духа Миларепы (Milarepa), медитировал и постился в глуши.

3. Первое воспоминание?

Сон в котором моё падение превращается в полёт ...

4. Детское увлечение?

Коллекционирование насекомых.

5. Травоядное или плотоядное?

Вегетарианство и рыба.

6. Лучшее место на Земле?

Рядом с друзьями.

7. Любимая передача на ТВ?

True Blood.

8. Любимый фильм?

"Звездные войны"

9. Любимая книга?

I Ching.

10. Хобби?

Наблюдение за облаками.

11. С чего начинается твой день?

С немедленой прогулки со щенком Уиспером.

12. В чём ты спишь?

Голым.

13. Как долго тебе удавалось обходиться без душа?

Месяцы ... летом я я частенько отказываюсь от душа в пользу рек и озер.

14. Скрытые таланты?

Я способен изменять форму...

15. Девиз/цитата с которой ты идешь по жизни?

Всё взаимосвязано.

16. Кто тебя вдохновляет?

Всё и вся.

17. Если бы ты мог выбрать с кем из умерших встретиться, кто бы это был и что бы ты спросил?

Jetsun Milarepa. Как ему удалось проделать путь от убийцы до святого.

18. Какие три вещи ты бы взял с собой на необитаемый остров?

Еду, воду и сексуальную рабыню.

19. В каких общественных некоммерческих организациях ты состоишь?

Природа.

20. Почему ты являешься послом prAna?

Чтобы помогать людям осуществлять их мечты и следовать своему пути.


Источник: prAna Blog



Йосемиты, пожалуй, удивительнейшее по энергетике место на Земле. Невероятно красивое и естественное, насыщенное какой-то особой, только ему присущей энергией. Случайно ли, но Йосемиты стали родиной бэйзджампинга, слэклайна, да и скалолазание в нынешнем его виде многим обязано этому месту.

Я понятия не имею почему люди мечтают о полете. Кого не спроси, каждый хочет летать. Мы знаем, что жизнь зародилась в океане, и тем сложнее объяснить стремление человека к полету. Казалось бы вода ему куда ближе.

Мои самые первые воспоминания так или иначе связаны с полетом, и на протяжении всей жизни меня преследует один и тот же сон, в котором я лечу. Когда я начал лазить, то стал воспринимать его как предостережение: будь осторожен, однажды ты можешь сорваться. Несмотря на это я стал лазить соло. Возможно, чтобы доказать самому себе, что я сильнее сна, сильнее собственных страхов.

Да, я пролез Северный бастион Эйгера (часть Северной стены, маршрут называется Deep Blue Sea). Пролез без страховки, с одним лишь парашютом за спиной. Этот парашют мы сконструировали с моим другом, Питом Суонсоном. Купол и рюкзак весят 3 кг - легче не бывает. С ним можно лазить.

Все "бэйзеры" останавливаются на Эйгере в одном и том же месте, так называемом "грибе". Это идеальное место для великолепного прыжка. И всё же странно, почему никто не искал другого места. А я смотрел вверх и думал, что там, среди тысячи футов скал, обязательно найдется подходящее для прыжка место. Чутьё не подвело меня и однажды, совершив небольшую прогулку, я нашел его, буквально под носом у многочисленных "бэйзеров". Изумительный прыжок с высоты 9000 футов. Мне везло раньше повезло и в этот раз на Эйгере. Но это еще не все! Я привез в Европу специальный костюм (вингсьют) - лучший в мире. Сумасшедшее выдалось лето: костюм Супермэна, который позволяет пролететь вдвое большее расстояние по сравнению с обычными костюмами, и место для прыжка, расположенное намного выше обычного.

Слэклайн - это длинная предлинная стропа шириной в дюйм ... и этого вполне достаточно, но соло слэклайн - настоящее испытание для меня. Я прекрасно знаю, что ухвачу стропу ... делал это миллион раз, и всё же мозг отказывается работать адекватно, когда я ступаю на стропу без страховки. Пожалуй, это единственная вещь с которой мне не удается справиться. Со страховкой я могу сделать это несколько раз подряд, но без нее - ни разу. Шагу не могу ступить. Очень сложно контролировать себя в этот момент.

Бывало у меня случались неприятности. Последний такой случай приключился в Мексике: я как раз учился прыгать и отправился в туда, чтобы прыгнуть в пещеру глубиной 1200 футов (360 м). Прыжок в сердце Земли; 8 секунд свободного падения. Кругом темнота ... и вдруг я понимаю, что с парашютом что-то не то, и меня вот-вот ударит о стену. Бэйзджамперы знают, что это означает неминуемую гибель. К счастью, рядом оказалась веревка оператора, которую я смог ухватить когда до дна пещеры оставалось буквально сотня метров. Вцепившись в веревку, укутаный парашютом я сумел затормозить и благополучно добрался до дна пещеры.

Странно, как сочетаются две казалось бы несочитаемые вещи: бэйзджампинг и скалолазание. Дикость какая-то! Каждый человек, находящийся на стене, старается удержатсья на ней, покрепче ухватиться, чтобы не сорваться. Так или иначе скалолазы каждое мгновение имеют дело с окружающей их, и при этом во всех книгах рекомендуют о ней не думать. Но бэйзджампинг позволяет забыть об этом ограничении. То что означало смерть, дает ощущение свободы. Падение превращается в осознанное, полностью контролируемое действие. С развитием скалолазания в качестве объектов для восхождений выбираются все более крутые стены, от которых можно оттолкнуться и ... нет не упасть, а, почувствовав себя птицей или крылом, улететь. Я не испытывал более сильных ощущений чем эти. Всю свю жизнь я посвятил тому, чтобы научиться лазить и перемещаться по воздуху. Это восхитительно, и я думаю будущее скалолазания именно в полете. Я буду стараться развиваить это направление по мере сил, и, надеюсь, молодежь подхватит мое начинаие и превзойдет меня, поскольку они лезут намного лучше.

Знаете, что говорили мои родители? Чтобы что-то сделать, нужно в это поверить, захотеть, поселить мысль в своей голове. Я думаю, большинство родителей говорят своим детям то же самое. Вот такое простое правило.

1 комментарий: