вторник, 31 мая 2011 г.

Интервью с Джоном Гиллом - отцом-основателем современного боулдеринга (John Gill Speaks on Climbing + Training – Interview)

Источник: http://sealgrinderpt.com/
Автор: Brad McLeod



SGPT: Расскажи о скалолазании времён твоей молодости? Как ты открыл для себя боулдеринг?

JG: Я впервые соприкоснулся со скалолазанием в 1953 году, в районе Fort Mountain (Джорджия). Однажды мой приятель по колледжу, изучавший верования индейцев, предложил составить ему компанию в небольшой экспедиции: первая гора, первый спуск дюльфером ... Всё это мгновенно меня "зацепило". Год спустя я уже лазил короткие маршруты в районе Stone Mountain, а по вечерам практиковал лазание по зданиям. Как гимнаст "со стажем" (лазание по канату на протяжении 10 лет) я сразу же увидел, что у этих двух дисциплин очень много общего. И как тут было не начать использовать магнезию и динамические движения?! Довольно скоро у меня сложилось собственное видение скалолазания: как продолжения классической гиммнастики, а никак не туризма. Если бы я "рос" в скалолазной среде, вряд ли подобные мысли пришли бы мне в голову.



SGPT: Физически ты был невероятно хорошо подготовлен: подтягивался на одном пальце, мог удерживать тело параллельно полу в висе на одной руке. В чем заключался секрет тренировок, которые позволяли тебе добиваться подобных результатов?

JG: Основой многих моих "трюков" стали тренировки на канате и кольцах. Подтягивание на одной руке, удержание тела параллельно полу - всё это составные части лазания по канату, и мне не составило особого труда выполнить их на турнике. Более того, я мог удерживать тело параллельно полу в висе на одном пальце. Правда фотографий, подтверждающих мои слова, нет. И я не скажу, что это было намного сложнее того же самого упражнения в висе на одной руке. Не я был первым, в конце концов. Сила пальцев - это лишь вопрос практики. И я не открою никаких секретов, поскольку их нет. В 1958-м году я узнал от приятеля, что известный немецкий скалолаз Герман Буль (Hermann Buhl) подтягивается на одном пальце. Чтобы повторить это упражнение мне понадобилась неделя (или около того) методичных и осторожных тренировок. Я вообще много времени проводил в спортзале, поскольку помогал тренеру команды гимнастов. Там я научился делать движение, которое теперь называется Elevator и имеет категорию сложности D. А в моё время были только A, B, C.


Я также много работал над тем, чтобы научиться удерживать тело параллельно полу на уровне колец. К сожалению, на то чтобы зафиксировать себя в этом положении у меня не хватало сил. Годы спустя я узнал, что какой-то русский гимнаст сделал это упражнение, и оно называется Victorian Cross.

SGPT: Как часто ты тренировался?

JG: В основном 2-3 раза в неделю зале и один раз на скалах. В Форт Колинзе, в период с 1967-го по 1971-й год, я лазил 3 раза в неделю, а когда такой возможности не было занимался на турнике или кольцах. Я никогда не любил лазить или делать упражнения два дня подряд - тело плохо переносило такие нагрузки.

SGPT: Ты следил за собственным рационом или может быть сидел на какой-нибудь диете?

JG: Побольше протеина, поменьше жира. Плюс витамины. Фрукты, умеренное количество овощей. И сэндвичи с тунцом на ланч на протяжении вот уже 40 лет!

SGPT: Ты также лазил хайболы. Для этого требовалась специальная подготовка?

JG: На самом деле хайболы стояли особняком от моей основной деятельности. Да, я лазил соло, но отдавал себе отчёт в том, что боулдеринг - это всё-таки безопасные движения. Предела я достиг в 1961-м году, когда пролез Thimble, однако пару лет спустя снова вернулся к соло, хотя и на более простых маршрутах, поскольку боль в плече не позволяла мне лазить сложные. В 50-х годах соло были в диковинку и невероятно возбуждали. Я также лазил соло безымянные маршруты в районе Tetons. Кстати, в те дни соло считалось противоправным деянием.



SGPT: Ты как-то настраивался на сложные маршруты? Не медитировал?

JG: Перед длинными маршрутами никогда. А вот до и после боулдеринговых "проблем" - бывало. Я также практиковал своего рода физическую медитацию - повтор хорошо знакомых, длинных и несложных маршрутов ... Лет 30 назад я ощутил какое-то невероятное единение со скалой находясь на 210 метровой гранитной стене, и сразу вспомнил книгу Карлоса Кастанеды  Art of Dreaming.

SGPT: Какой твой самый запоминающийся маршрут?

JG: Вряд ли ты о нём слышал. Когда мне исполнилось 50, я перестал лазить боулдеринг и переключился на простые, но длинные соло. Пожалуй, это мой самый мощный источник впечатлений. В районе Пуэбло есть маршрут длиной 210 метров (гребень и предвершинная башня), который я называю Captain Winter’s Route (по мотивам диснеевского мультфильма 50-х годов). Я наверное намотал на нём миль 20 и постоянно нахожу новые пути. Рядом стоит ещё одна "башня" - по ней я тоже лазаю. Это невероятно красивый район с дивными гранитными скалами и суровой, дикой природой, в котором не часто встретишь скалолаза. Ощущения от лазания там незабываемы.

SGPT: Ты лазил что-нибудь сложнее Groove? Какие качества тебе понадобились, чтобы пролезть эту "проблему"? Как-то специально готовился?

JG: Я даже не знаю какая из моих "проблем" сложнейшая. Всё же очень индивидуально: для меня сложнейшая, дле тебя - простая. В период с 50-го по 70-й годы я не тратил на конкретную "проблему" более двух часов, но появились Джим Холлоуэй со товарищи и счёт пошёл на дни, недели, месяцы! Они тратили уйму времени и энергии даже не на "проблемы" целиком, но на отдельные движения. Это был поворотный момент в истории американского боулдеринга. Мне стало интересно, чего я смогу достичь - в свои 40 лет - при таком подходе. Я нашел Groove неподалеку от Пуэбло, на частной земле, и потратил на нее пару часов. Позже "проблема" была повторена с использование зацепок сбоку, что сильно ее упростило. Моя же идея заключалась в том, чтобы пролезть "в лоба". В общем такой стиль работы над маршрутом мне не понравился. Отдаёт какой-то болезненой страстью. Я слышал будто Холлоуэй повторил её, а кто ещё - не знаю. Тёмная, в общем, история. И да, возможно, это мой сложнейший маршрут. Но дело в том, что сами по себе сложные движения меня не привлекали. Прежде всего я искал красоту, магию движений. Увы, времена изменились и в скалолазании, впрочем как и в гимнастике, на первый план вышла "голая" сложность.




SGPT: Расскажи как в тебе уживаются и гимнаст, и скалолаз?

JG: Брэд, в 50-х каждый мужик точно знал, как он должен выглядеть. Я был тощим, не имел отношения к спорту, и скалолазание наряду с гимнастикой виделись мне прекрасными способами стать мужественней и уверенней в себе. В нынешние андрогинные времена, чтобы пролезать сложнейшие маршруты нужно быть легким и стройным. В 1954-м году о подобном и помыслить было нельзя! За пару лет мне удалось нарастить 16 кг мышц и уже никто не смел косо взглянуть в мою сторону. Знаешь, это было невероятное ощущение ...

SGPT: Зачем же ты выходил из зала, в котором намного удобнее наращивать мышцу? Что тебя толкало на поиски новых камней?

JG: Начнём с того, что скалодромов в сегодняшнем понимании этого слова в те времена попросту не было. Но если бы они и были, я бы их сторонился, поскольку дикая природа была мне необходима. Я конечно тренировался в зале, но лазание в диких условиях было прекрасным мотиватором. Помню, как 50 лет назад в полном одиночестве стоял на гранитной стене, пытался отыскать зацепки под руки и ноги и соединить их в одно целое, а ветер нежно трепал мою майку. Убери что-то одно и магия рассеется.

SGPT: Есть очень известная фотография, на который ты запечатлен тренирующимся на деревянном тренажере странного вида. Расскажи как тебе в голову пришла идея о его создании и как ты на нём тренировался?




JG: Эту деревянную конструкцию я разработал для упражнений с собственным весом. Как тренировался? Смотрел по телевизору программы с Джеком Лалейном, и шёл на тренажёр. Ох, и здорово ж он меня мотивировал!




SGPT: Твой стиль лазания требовал невероятно сильного тела. Какими способами ты этого добивался?

JG: Очень простыми: лазание по канату на скорость из положения сидя и упражнения на кольцах. Это работает!

<...>

SGPT: Как ты справлялся с травмами и что делал для их профилактики?

JG: До того как в 1987-го году я оторвал бицепс от предплечья, у меня не было серьезных травм. Были, конечно, мелкие болячки, вроде "локтя скалолаза", но со с ними удавалось справляться при помощи отдыха и массажа. А вот травма бицепса вывела меня из строя не менее чем на год. На тот момент мне было 50 и я лазил боулдеринги на протяжении 30 лет. Неплохой в принципе результат. Видимо, просто пришло моё время! Хирург, прикрепивший бицепс к кости, пообещал мне что я не смогу подтягиваться на одной руке, но он ошибся. Через год я уже мог! Это было частью моей собственной физиотерапии. Он также сказал мне, что на месте разрыва был большой участок зарубцевавшейся ткани - следствие многочисленных травм. Спасибо динамическим движениям! Но тут еще следует учесть, что я весил 72 кг при росте 185 см - довольно много для упражнений которые приходились мне по душе. Окончательно подтягиваться на одной руке я перестал в возрасте 70 лет, поскольку начал страдать сильными артритами плечевых суставов. Следите за их состоянием! Но и по сей день я лазаю и делаю упражнения на турнике. В новом фильме Пэта Эмента (Pat Ament) - Disciples of Gill II - есть кадры в которых я корчусь от боли. Но нельзя сдаваться. Никогда не сдавайтесь!

SGPT: Ты все еще активно занимаешься туризмом и скалолазанием. Как тебе удается поддерживать такую замечательную физическую и психологическую форму?

JG: Никогда не останавливайтесь! Возраст - не причина для прекращения тренировок. У меня были проблемы с сердцем, но лечение помогло. Мне бы хотелось быть здоровее, но в любом состоянии нужно делать максимум то, что позволяет организм.

SGPT: Что ты посоветуешь современным скалолазам и гимнастам?

JG: Гимнастам я не советчик, а скалолазам посоветую активней заниматься на скалодромах. Мой путь по совмещению гимнастики со скалолазанием в наши дни вряд ли может быть эффективным. В моё время это работало, но и времена были иные, мир был другим. Мне удалось перенести силу из зала на скалы. Но в то же время излишняя мышечная масса работала против меня. Будьте стройными и ловкими. В этом секрет успеха!

SGPT: Спасибо за интервью, Джон. Общение с тобой - большая честь.

JG: Спасибо, Брэд. Рад внести свой вклад в развитие вашего сайта!

6 комментариев:

  1. Много полезного.

    ОтветитьУдалить
  2. Проходят времена толстых)))

    ОтветитьУдалить
  3. да уж)) интересный материальчик от ветеранов скал...

    ОтветитьУдалить
  4. интервью враждебным силам:)В смысле морским котикам.
    я когда-то давно читал уже интервью с Гиллом.В Climbing вроде.Первым всегда тяжело.
    Ну и интересно опять же.Обязательно народ посмотрите видики с оригинального сайта.
    Все уже так ушло далеко вперед.Особенно методы развития силы.
    С уважением Графов Евгений.
    Переводчикам респект и уважуха!

    ОтветитьУдалить