суббота, 10 марта 2012 г.

Cerro Torre очистилась: Compressor Route без "болтов"



16-го января 2012-го года в историю альпинизма была вписана новая глава, авторами которой стали два молодых альпиниста - колорадец Хейден Кеннеди (Hayden Kennedy, 21) и уроженец Британской Колумбии Джейсон Крюк (Jason Kruk, 24). Местом действия была избрана Серро Торре (Cerro Torre) - гранитный пик, увенчанный льдом, расположенный в южной Патагонии. Кеннеди и Крюк отдавали себе отчёт в том, что совершают доселе невиданную дерзость, но вряд ли предполагали, что их поступок породит одну из самых яростных дискуссий десятилетия.


Несмотря на относительно небольшую высоту (3078 м) Серро Торре считается красивешей горой планеты, и сложнейшей; расположенный на границы Чили и Аргентины пик, возвышается над землей приблизительно на 1500 м. Неудержимый француз Лионель Террэй (Lionel Terray) - автор первого восхождения на близлежащий Фитц Рой (Fitz Roy) - вообще сомневался в возможности прохождения Серро Торре. Его современник - великий итальянец Вальтер Бонатти (Walter Bonatti) - в 1958-м году был вынужден отступить, не пройдя и половины маршрута.

В 1959-м году извечный соперник Бонатти - Чезаре Маэстри (Cesare Maestri) - приехал в Патагонию, чтобы "убить дракона". Он и его напарники - приятель, итальянец Чезарино Фава (Cesarino Fava) и выдающийся ледолаз, австриец Тони Эггер (Toni Egger) - нацелились на северную стену. Тройка достигла перемычки The Col of Conquest от которой до вершины оставалось около 540 м. Отсюда Фава, изначально игравший вспомогательную роль, самостоятельно спустился в Лагерь 3, в то время как Маэстри и Эггер приготовились к штурму. Фава ждал, на протяжении трёх дней наблюдая ледопады, берущие начало у самой вершины; спустя ещё три дня ему не оставалось ничего другого, как предполагать худший вариант развития событий. На шестой день, к своему немалому удивлению, в трехстах метрах от Лагеря 3 он наткнулся на беспомощного Маэстри.

История, рассказанная Маэстри, поражала воображение. После трех ночёвок выше перемычки Col of Conquest он и Эггер достигли вершины, которую Террэй считал неприступной. Но на спуске лавина смела Эггера вместе с веревкой. Каким-то чудом Маэстри добрался до перемычки, а дальше спустился по провешенным верёвкам. В считаных метрах от Лагеря 3 силы вдруг покинули его, и он упал, так что когда Фава нашёл его, он едва находился в сознании. Чезарино помог своему товарищу добраться до базового лагеря. К сожалению, фотоаппарат - единственное доказательство их пребывания на вершине - был у Эггера.

Вернувшись в Италию Маэстри полностью восстановился и с гордостью поведал миру о своём невероятном успехе. Альпинистское сообщество признало восхождение, и в адрес героя раздавались бесконечные хвалебные оды. Лионель Террэй назвал восхождение на Серро Торре "величайшим событием в мире альпинизма." Однако вскоре некоторые альпинисты начали ставить под сомнение слова Маэстри. Как им с Эггером удалось пройти такой технически сложный маршрут, да ещё в ужасающих погодных условиях? Крутизна финального участка стены, начинавшегося от перемычки Col of Conquest, делала его непроходимым даже в глазах лучших альпинистов того времени.

В прошлом адепт чистого стиля, после Серро Торре Маэстри превратился в фанатика, забивавшего болты во всё, что подвернётся под руку. А после неудачной попытки британской команды сомневающиеся заявили о себе в полный голос.

В наши дни "восхождение" Маэстри 1959-го года считается многими величайшим обманом в истории альпинизма.


Чтобы заткнуть рты скептикам Маэстри вернулся в Патагонию в 1970-м году. Он планировал снова ступить на уже знакомую ему вершину, но в этот раз целью его многочисленной команды стало юго-восточное ребро. Отказавшись от "альпийского" стиля, Маэстри провесил тысячи футов перил, но самое страшное - забил в практически вертикальную стену бастиона около 400 болтов, затащив с собой бензиновый компрессор. Великолепный гранит "украсила" шлямбурная дорожка. Несмотря на то, что Маэстри не достиг вершины, остановившись в паре сотен футов от неё (под гигантским нависающим ледовым грибом), он всё же засчитал себе второе прохождение. По его словам гриб "не является частью горы" и "рано или поздно его снесёт ветром." Оставив компрессор на стене в качестве насмешки над критиками и альпинистским сообществом в целом, он спустился вниз.

Эксцентричный поступок Маэстри, породивший Compressor Route, только укрепил сомнения в том, что так называемое "первое прохождение" 1959-го года являлось не чем иным как выдумкой. Истинное первое прохождение случилось в 1974-м году, когда команда из четырёх итальянцев под руководством Казимиро Феррари (Casimiro Ferrari) прошла западную стену,
которую впервые попробовал Бонатти в далёком 1958-м.

На протяжении четырех десятков лет альпинисты пользовались наследством Маэстри во время своих восхождений, однако в последние годы находились и те, кто пытался пройти юго-восточное ребро "честно", не используя старые "дорожки" и не оставляя после себя новые шлямбура.

В декабре 2011-го года Хейден Кеннеди и Джейсон Крюк, проведшие в Патагонии не один сезон, явили себя миру. После нескольких быстрых и ярких восхождений на другие вершины массива Фитц Рой, их взгляды обратились к Серро Торре. Гром грянул в январе. 15-го числа они пролезли половину маршрута, достигнув перемычки Col of Patience, получившей своё название в пику Col of Conquest Маэстри, расположенной на северной стороне горы. А уже 16-го января, всего за 13 часов, вылезли на вершину, вщелкнувшись всего в пять болтов, ни один из которых не был забит рукой Маэстри. Лишь два болта Маэстри были использованы ими для страховки, там где организация собственных станций (с использованием камалотов и крючьев) отняла бы слишком много времени.


Как ни странно, но известность им принесло не восхождение, а спуск, во время которого Кеннеди и Крюк срубили 125 болтов Маэстри - на бастионе и веревкой ниже. Всего за один день маршрут Compressor Route был уничтожен.

Новость облетела мир благодаря сообщениям таких экспертов по Патагонии как Колин Хейли (Colin Haley) и Роландо Гариботти (Rolando Garibotti). На популярном сайте Supertopo.com аргентинец Гариботти - автор самого большого числа новых маршрутов на вершины массива Фитц Рой - начал дискуссию, в ветке которой всего за пять дней было оставлено 1200
комментариев, и лишь Кеннеди и Крюк хранили молчание, несмотря на бушующую на просторах интернета бурю. Поначалу преобладали те, кто одобрял поступок молодых скалолазов; их благодарили за возвращение горе её первоначального состояния. Гариботти - ярый сторонник - сказал, что услышав эту новость "едва не лишился дара речи." "Акт вандализма", совершённый Маэстри, "значительно уменьшил вызов и привлекательность горы." По словам Гариботти, Кеннеди и Крюк, избавившие гору от шлямбурных дорожек, "вернули Серро Торре утраченное достоинство." Этот настрой был подхвачен многими другими альпинистами.

Многими, но далеко не всеми. Как смели эти американские выскочки уничтожить историческое наследие, самостоятельно приняв решение за весь альпинистский мир? Стив Шнайдер (Steve Schneider) четыре раза пытавшийся пройти Compressor Route взорвался: "Они буквально поимели маршрут, появившийся на свет задолго до них." И добавил: "Кое-кто считает их героями, а по мне они просто два засранца."

Вот как описывает Compressor Route Грегори Крауч (Gregory Crouch) - автор книги Enduring Patagonia: "Волнующее лазание, великолепный смешанный рельеф, ни в коем случае не виа-феррата на высоте 1500 м." Крауч отреагировал на новость следующим образом: "Я не зол, а скорее расстроен, мне как будто причинили боль. Один монумент человеческой неосмотрительности стал жертвой недальновидности других людей, поскольку Крюк и Кеннеди позволили себе решать за других."

Из-за океана последовала не менее жёсткая реакция. Жан-Пьер Банвиль (Jean-Pierre Banville) - редактор влиятельного французского журнала Grimper - предположил, что Крюк и Кеннеди стали жертвами "собственной значимости" и "эти превосходные альпинисты умышленно уничтожили веху в истории альпинизма. Эти болваны лишили нас прошлого."

Однако у отвязных парней появлялись и новые сторонники. Конрад Энкер (Conrad Anker) - легендарный американский альпинист и официальный представитель компании North Face, бывавший на Серро Торре - написал следующее: "Хейден и Джейсон вернули горе часть её силы ... разворошили пчелиный улей ... Это верное направление."

Лео Дикинсон (Leo Dickinson) - режиссёр, снимавший фильм о восхождении британской команды 1968-го года; журналист, одним из первых обвинивший Маэстри во лжи - написал: "Постыдное наследство Маэстри не позволило его же соотечественникам занять достойное место в истории Серро Торре. Теперь это недоразумение - виа феррата - удалено, и восхождение на Серро Торре обрело свой исконный смысл - вершина снова станет одним из самых труднодоступных мест на земле. Нельзя допустить, чтобы эти болты вернулись."

На выставке Outdoor Retailer в Солт Лейк Сити эту новость узнал Рейнхольд Месснер (Reinhold Messner) - живая легенда альпинизма. По словам известного американского скалолаза Седара Райта (Cedar Wright) произошло следующее: "Когда мы поинтересовались его мнением, Месснер выразил восхищение поступком парней, подкрепив слова улыбкой и поднятыми вверх большими пальцами обеих рук." В 1971-м году Месснер, возмущенный появлением маршрута Compressor Route, опубликовал эссе под названием The Murder of the Impossible, которое и по сей день остаётся важнейшим этическим манифестом.

Внёс свою лепту и Колин Хейли (Colin Haley), наблюдавший за восхождением из базового лагеря: "Compressor Route был величайшей ошибкой в истории альпинизма; вдвойне обидно, что подобная ошибка имела место на красивейшей горе. Разговоры о необходимости удаления болтов Маэстри велись с момента их появления, то есть около 40 лет, но до Хейдена и Джейсона никому не доставало мастерства (и удачи с погодой), чтоб пролезть маршрут без использования этих болтов, а кроме того, ни у кого не хватало смелости избавиться от них." Некоторые авторитетные альпинисты испытывали смешанные чувства. Так Эрмано Сальватерра (Ermanno Salvaterra), который в 2005-м годы вместе с Гариботти и третьим участником пролез маршрут Маэстри 1959-го года по северной стене Серро Торре заявил: "То что сделали Крюк и Кеннеди - очень важно; они доказали, что эта линия могла быть пройдена "чисто" и в 1970-м году. Сам я тоже сделал бы нечто подобное, но прежде обсудил это с Чезаре Маэстри."

Сальватерра, хорошо знакомый с Маэстри, поделился следующей информацией: "В 1970-м году Маэстри думал срубить все болты на маршруте, поскольку не хотел, чтобы кто-либо кроме него пролез этот маршрут, но его партнеры, обеспокоенные ухудшением погоды, настояли на немедленном спуске. И все же он успел сделать реверанс в адрес критиков и конкурентов - срубил последние 20 болтов под компрессором."



Джим Донини (Jim Donini) - бывший президент American Alpine Club, член команды, пытавшейся в 1975-м году пройти неподтвержденный маршрут Маэстри через Col of Conquest, - как и все члены той экспедиции, был уверен, что Маэстри, Эггер и Фава не добрались даже до перемычки, не говоря уже о вершине: "Compressor Route отвратителен; он словно грязное пятно на совершенной горе. Подобная вершина должна быть доступна только тем, кто обладает достаточной волей и силами, чтобы добиться её честно. Но я всегда полагал, что с этим позором должны разобраться аргентинцы." В 2007-м году местные альпинисты и гиды провели конференцию, посвященную удалению болтов, на которой 30 из 40 делегатов высказались за сохранении статус-кво.


Грегори Крауч: "Только представьте, что бы началось, если б группа итальянцев срубила болты на последних веревках маршрута The Nose на Эль Кэпе. Я не вижу разницы между этим гипотетическим предположением и происшедшим на Серро Торре."

Наконец 26-го января Крюк и Кеннеди прервали затянувшееся молчание, опубликовав статью за авторством первого. В ней не было ни капли раскаяния, скорее наоборот: "Действия Маэстри иначе как зверством не назовёшь. Количество болтов, использованное им и специальная техника не укладывались в этические рамки даже того времени. Юго-восточное ребро могло быть пройдено "честно" в 70-х, но это восхождение фактически было украдено. Кто причинил больший вред Серро Торре: Маэстри, заколотивший сотни болтов, или мы, срубившие их?"

Сделав данное заявление Крюк и Кеннеди лишь подлили масла в огонь, и онлайн-битва вспыхнула с новой силой. Кто-то окрестил парней "Каддафи и Саддамом Хусейном от скалолазания." Другие предложили запретить им въезд в Патагонию, пока они не вернут все болты на место.

В интервью National Geographic Online, Крюк подробно рассказал о том, как было принято решение срубить болты: "В Эль Чалтене бесконечно обсуждались плюсы и минусы удаления болтов, но мы окончательно приняли решение лишь на вершине, потратив около 45 минут на обсуждение. Не имело смысла рассуждать об этом до начала восхождения или во время него, поскольку мы не имели никаких гарантий, что окажемся на вершине. В прошлом году, например, мне не хватило 40 метров. В этот раз мы дотянули до конца, и сказали себе: "Ха, мы сделали это ... Так что будем делать с этими болтами?"

Что несет будущему альпинизма разгоревшаяся дискуссия? Являются ли Кеннеди и Крюк ярчайшими представителями нового поколения, исповедущими чистый стиль в независимости от сложности задачи? Или это лишь очередной пример того, что в горах каждый действует по своему усмотрению? Странно, что 82-летний Маэстри, живущий в итальянской деревушке Madonna di Campiglio, до сих пор не отреагировал на новость.

Чем бы ни закончилась эта глава в истории альпинизма, совершенно ясно, что реакция на экстравагантный поступок оглушила Крюка и Кеннеди. Любой кто более-менее знает этих парней скажет, что они меньше всего похожи на самоуверенных позёров, каковыми их пытаются представить критики.

Роналдо Гариботти: "Мне нравятся эти ребята. Они не эгоистичны и не самовлюблённы. Хейден очень добрый и честный человек." 

Джим Донини: "Я не знаком с Джейсоном, но достаточно хорошо знаю Хейдена - он выдающийся молодой человек."

Принимая во внимание всю неоднозначность их поступка, Грегори Крауч, не знающий Крюка и Кеннеди лично, считает, что "судя по всему они хорошие парни. Чертовски молоды и чертовски талантливы. Надеюсь, мы запомним их не только в связи с этим."

Источник: http://adventureblog.nationalgeographic.com/
Авторы: David Roberts, Kathryn Sall
Фото: Hayden Kennedy, Jason Kruk

3 комментария:

  1. В статье не хватает финального аккорда!

    Через 2 дня после того, как вынули болты Давид Лама и Питер Ортнер пролезли маршрут чисто.

    ОтветитьУдалить
  2. Американские козлы, считающие что гора принадлежит им, и что они вправе решать за других. Хотите лезть без болтов? лезьте. Но не мешайте тем, кто хочет лезть по болтам, и не тяните свои руки к чужому!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемый аноним! А если к стене прикрутят лестницу до вершины, вы воспользуетесь? Если бы Маэстри получал % с аренды своих болтов, то стал бы миллионером!?

      Удалить